Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:35

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Здоровьесберегающие технологии в работе ГПД
[ ] 19.06.2012, 08:30
Липовцева Надежда Михайловна, 
воспитатель в группе продлённого дня 
с. Долгое Вейделевского района Белгородской области

В настоящее время в системе образования очень актуальна проблема здоровьеcбережения учащихся. Ошибочно многие считают, что это задача и направление работы учителей физкультуры. Действительно, на уроках физкультуры учащиеся развиваются и оздоравливаются с помощью правильной физической нагрузки. Но, по моему мнению, здоровьесбережением учащихся должен заниматься каждый учитель в коллективе, а задача администрации школы создать целенаправленную систему деятельности по внедрению в практику педагогов различных здоровьесберегающих технологий, чтобы факторы нарушения здоровья учащихся как можно меньше воздействовали на детский организм. 

На здоровье учащихся неблагоприятно влияют многопредметность в расписании уроков, объемность и сложность учебного материала, традиционно жесткие методы обучения, стрессовые ситуации, боязнь ошибок, плохих отметок, что приводит к усталости. Каждый педагог заметит утомляемость учащегося по его напряженному лицу, смене позы, частым вздохам, подпиранию головы, зеванию, сонному взгляду, перебиранию предметов и т. д. Я уверена, что современный учитель может сделать для ученика многое, а главное, чтобы обучение не наносило ущерба его здоровью. 

Проанализировав заболевания учащихся нашей школы, можно  сделать вывод: количество учащихся, имеющих I группу здоровья, составляет всего лишь 3% обучающихся. Вторая группа – 30%, третья группа здоровья – 14% ,четвертая - 5%. На первом месте – заболевания нервной системы и органов чувств; на втором – болезни костно-мышечной системы; на третьем месте – заболевания органов дыхания и зрения. Такие факты заставляют подумать [9]. На основании проведенного анализа в нашей школе создана и работает программа, направленная на здоровьесбережение  учащихся, которая включает систему мероприятий профилактических, физкультурно-оздоровительных, формирующих здоровый образ жизни.

Основная цель работы коллектива: научить детей заботится о своем здоровье,  управлять им, стремиться к совершенствованию физического и нравственно- психологического здоровья.

Основные направления и мероприятия работы школы: 
1. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся. Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, составление карточек здоровья учащихся, анализ состояния здоровья. 
2. Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период. Увеличение охвата учащихся горячим питанием, введение в рацион витаминных и йодосодержащих препаратов, молочной продукции, фитонапитков. 
3. Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма. Постоянный контроль выполнения санитарно- гигиенических норм, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярное корректирование инструкций по технике безопасности. 
4. Психологическое сопровождение учебного процесса. Проведение психологом тренингов для учителей, психологическое сопровождение учащихся «группы риска», методические рекомендации по работе с этими детьми. 
5. Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселка, ДЮКФП, турклубом, учреждениями культуры, работа с микрорайоном школы. Расширение сети спортивных кружков и клубов.
6. Организация методического уголка для учителей по здоровьесберегающей технологии в школе.
7. Усиление двигательного режима: проведение физкультминуток в начальных и средних классах, увеличение уроков физической культуры, приобретение спортинвентаря, охват всех нуждающихся детей занятиями общей физической подготовки и корректирующей гимнастики, творческими кружками. 
8. Реализация комплексно-целевой программы «Физическое воспитание-здоровье нации»: привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни.
9. Пополнение школьной библиотеки наглядной санитарно-просветительской литературой. Ведение наглядно-агитационной работы по пропаганде ЗОЖ (выступление агитбригады, конкурсы плакатов, рисунков и т.д.).
10. Организация работы ГПД с целью здоровьесбережения учащихся [9].

Учителями нашей школы используются здоровьесберегающие образовательные технологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся: личностно-ориентированное, дифференцированное и проблемное обучение посредством различных методов и форм работы: привлечение к оздоровительным мероприятиям детей с ослабленным здоровьем, активная пропаганда ЗОЖ и негативного отношения к вредным привычкам, проведение физической зарядки перед первым уроком, физкультминуток, коррекция правильной осанки, организация подвижных игр на переменах, влажных уборок, проветривания классных комнат, озеленение учебных кабинетов, соблюдение температурного режима, основы личной гигиены, организация правильного питания  и т. д.

Большое внимание сбережению здоровья учащихся в нашей школе  уделяется в группе продлённого дня. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает  утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п. Поэтому для  поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно- гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса.  После сформирования группы необходимо выяснить состояние здоровья  каждого учащегося, к какой группе здоровья он относится, о проблемах детей и родителей, с помощью школьного психолога сделать психолого-педагогическую характеристику ГПД [8].

Режим работы  ГПД я планирую следующим образом:
1. Прием детей, начало работы. Беседуя с учителями, воспитатель узнает о самочувствии, поведении, успеваемости детей, сообщает план работы на день, проводит индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками. 
2.Организация питания. Обеспечение всех учащихся группы горячими завтраками и обедами, обязательное соблюдение норм личной гигиены (наличие индивидуальных полотенец, вымытых рук), проведение беседы о правилах поведения за столом, о пользовании столовыми приборами во время приема пищи, организация контроля за поведением  учащихся в столовой, чему сопутствуют ранее проведенные воспитательные мероприятия, например, « Если вас пригласили на чай», «Если вы ждете гостей», «Званый ужин»  и другие [5].
3. Прогулка на свежем воздухе (не менее 1 часа). Обязательно перед уходом нужно проверить помещение группы, проконтролировать переодевание детей и потом возвращение в группу, сообщить план на отдых. После уроков детям необходимо находиться на свежем воздухе, поиграть, подвигаться, размять мышцы тела, расслабиться от школьной нагрузки, передохнуть, пообщаться свободно между собой. Окружающий мир дети познают в движении, которого должно быть достаточно для их роста и развития. Но необходимо не допускать двигательную перегрузку организма ребенка. Двигательную активность учащихся  мы должны не только поощрять, но и регулировать, что должно отражаться в составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы в ГПД. Этому в работе воспитателя помогают подвижные игры, которые приносят детскому   организму пользу. На прогулке дети могут играть в хорошо знакомые игры. Динамичные игры, например, «У медведя во бору», «Шишки, желуди, орехи», «Палочка- выручалочка», "Поймай мяч", "Веселая скакалочка" и  др., удовлетворяющие потребность ребёнка в движении, заменяю более спокойными: «Колечко, выйди на крылечко», "Съедобное - несъедобное", чтобы дети отдохнули. Также можно организовать познавательную прогулку. 
5. Проведение воспитательных мероприятий в помещении. После сообщения плана мероприятия, главное, правильно выбрать направление их энергии и активности. Особую роль играет при проведении воспитательных мероприятий познавательная игра. Она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. После окончания игры  подвожу итоги, поощряю детей. Это можно сделать разными способами: подсчитать результаты, выявить лучших игроков, определение команды – победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей [4,10]. Все мероприятия и занятия в ГПД планирую по дням недели: понедельник – беседы на тему «Жить так здорово! Здорово!» с участием медработников, экскурсии в природу, вторник – занятия с психологом, спортивные игры, эстафеты, среда - познавательные игры, пятница и четверг – спортивные дни. 
6. Самоподготовка. Готовность рабочих мест, наглядных пособий, проветривание помещений. При подготовке домашнего задания воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, оказывать помощь слабоуспевающим, организовать самопроверку, взаимопроверку после выполнения самостоятельной работы. Во время самоподготовки провожу не только физкультминутки, но и коррегирующую гимнастику для глаз - упражнения, которые помогают укрепить глазные мышцы, улучшить кровообращение в глазных капиллярах, упражнения на снятие общей усталости, игровой массаж - система приемов механического воздействия на тело ребенка при помощи рук, пальчиковый игротренинг - упражнения, создающие благоприятные условия для мышечной деятельности, которые улучшают координацию и мелкую моторику рук, разрешаю детям передвигаться по классу. Использую игровые ситуации при самоподготовке, что дает возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо». Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей [1-2].
Между подготовкой разных предметов делаем перерыв 10-15 минут. Ученики, выполнившие уроки раньше других, могут почитать, порисовать, полепить, поиграть в настольные игры, конструктор. Очень важно после выполнения домашнего задания поощрить слабоуспевающих учащихся для стимулирования качества знаний, привития интереса к учебе. После самоподготовки дети занимаются в спортивных секциях, кружках по интересам.
7. Завершение работы ГПД. Уборка рабочих мест, использованных пособий и материалов. Организация уборки в классе.
Считаю, что успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от высокого профессионализма педагогов, правильно организованного образовательного процесса, планомерной работы с родителями, активного участия самих учащихся, что приводит школьников к заинтересованности познавательной деятельностью, улучшению физического, психо-эмоционального состояния, раскрытию своих творческих способностей.

Литература:
  1. Воробьёв, В.И./Слагаемые здоровья/Москва: Просвещение,  2003. – С. 13- 21. 
  2. Гордин, А.Л./Короткие будни продлённого дня/Москва: Просвещение, 1991.-С.15-32. 
  3. Гайдина, Л.И., Кочергина А.В./Группа продлённого дня. 3-4 классы/М: ВАКО,2009 г.
  4. Дереклеева, Н.И./Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/М: ВАКО, 2007г.
  5. Закон/О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения/(ст.            26). М: Эксмо, 2008г. 
  6. Закон Российской Федерации/Об образовании/ М: Эксмо, 2008г.
  7. Карасёва, Т.В. Современные аспекты здоровье сберегающих  технологий / Ж. Начальная школа №11,2005. 
  8. Ковалько, В.И./Здоровье сберегающие технологии/ 1-4 классы,/Москва: ВАКО,2007. 
  9. Литвинова А.И./  План работы школы /с. Долгое , 2011 г., - С. 134
  10. Мищенкова, Л.В./Творческие игры и развивающие упражнения для группы продлённого дня. 1-4 классы/Волгоград: Учитель, 2010г.
  11. Нестерова, Л.В./Реализация  здоровье сберегающих технологий в сельской школе/Ж. Начальная школа №11,2005

Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация
Просмотров: 6053 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz