Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

За здоровый образ жизни
[ ] 14.06.2012, 10:04
Ухова Людмила Валерьевна, 
учитель физики 
МОУ Шахунской СОШ №14
 г. Шахунья Нижегородской обл

Быть здоровым и прожить сколько
нужно – всегда в нашей власти.
Сенека Младший

Здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимает первое место в списке потребностей и ценностей современного человека, но если научить ребенка с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение вырастет более крепким и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Каждый классный руководитель хочет видеть своих учеников здоровыми и счастливыми и готов сделать для этого все возможное.

Я реализую здоровьесберегающую деятельность с учащимися через воспитательную систему 7 класса «Ты – Россиянин». Она состоит из следующих направлений:
  • Школа жизни
  • Школа здоровья
  • Школа успеха
  • Школа искусств и этикета
  • Школа дружбы
Цель направления «Школа здоровья» - воспитание осознанного отказа от вредных привычек, бережного отношения к своему здоровью.

В течение учебного года класс участвовал в школьной спартакиаде, в спортивных состязаниях «Кросс нации», «Осенний марафон», «День здоровья» и других. Такие праздники настроения и движения воспитывают чувство ответственности и переживания за одноклассников, но самое главное – прививают подросткам любовь к здоровому образу жизни.
Большой интерес ребята проявляют к различным видам общественной и коллективной деятельности. Особенно их увлекает организация и проведение походов. Осенний и весенний походы на речки Кулепиха и Шара дают максимальную двигательную нагрузку: ходьба, игры на свежем воздухе, плавание. 
Надолго в памяти учеников остаются мероприятия, подготовленные самими учащимися, в которых они принимают деятельное участие: это практикум «Составление программы изживания одной из вредных привычек», дискуссия «Кто счастливее – здоровый нищий или больной король», классный час «Скажи себе нет».
Ребята – волонтеры выступают перед сверстниками и младшими школьниками с рассказами о вредных привычках и правилах личной гигиены.
С большим удовольствием учащиеся класса участвуют в акциях и конкурсах, направленных на формирование здорового образа жизни: общешкольной акции «Меняю сигарету на конфету», районном конкурсе социальной непрофессиональной рекламы «Нет наркотикам», районной акции «Мы за здоровый образ жизни».
Большой заряд положительных эмоций несут мероприятия, проводимые совместно с родителями (см. Приложение 1). В физкультурно-оздоровительном комплексе «Атлант» с удовольствием и весело проводим время на катке, лыжне, в бассейне. Если в спортивных соревнованиях принимают участие более подготовленные дети, то в совместных мероприятиях участвуют все учащиеся класса.
Возрасту моих учеников соответствует активное выстраивание ценностных характеристик, желание найти себя  и определить свое место в мире. В то же самое время этот возраст нуждается в направляющей и поддерживающей функции взрослого, который был бы авторитетом для них. Приобрести авторитет среди подростков трудно, но важно, поэтому я сама участвую в здоровьесберегательной деятельности, в учительских соревнованиях, руководствуюсь принципом воспитания, провозглашенным К. Д. Ушинским: «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания».
Кроме того, подросток не любит навязывания ему чужого мнения, не любит нравоучений, ему хочется высказать свою точку зрения, и это необходимо учитывать. Поэтому я использую классные часы-диспуты, например, «Мифы о курении», «Игровые автоматы – почему это плохо», «О скверном и святом». Цель последнего - показать, что представляет собой сквернословие. Ребята выступили с предложениями своей системы борьбы с нецензурной бранью в классе, в школе и даже в обществе. Одним классным часом от любого зла не избавиться, но шаг в этом направлении уже сделан.
В. А. Сухомлинский писал: «Гармоничное, всесторонне развитие ребенка возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед собой одни требования, но и являются единомышленниками…». Именно поэтому совместно с родителями планируются и проводятся оздоровительные мероприятия, а в рамках педагогического всеобуча для родителей проведены собрания «Подросток в мире вредных привычек» и «Если хочешь быть здоров – будь».
Такая система оздоровительных мероприятий служит укреплению здоровья учащихся и обеспечению правильного физического развития, успешному развитию двигательных качеств и формированию навыков и умений ЗОЖ, удовлетворяет потребность организма подростка в двигательной досуговой деятельности и эмоциональной разрядке, воспитанию интереса ребят к организованным и самостоятельным занятиям укрепления здоровья.
 
Приложение 1
Родительское собрание «Подросток в мире вредных привычек» 
Форма проведения: собрание-практикум.
Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.
Задачи: показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков.

Подготовка к собранию.
Оформление выставки информационных листов о вреде курения, выполненных учащимися класса.

Подготовка материала:
«карточек» с фрагментами текста повести Дж. Лондона «Джон – Ячменное зерно»;
разноцветных жетоны для определения родителей на рабочие группы;
презентации по теме собрания.

Ход собрания.
Сопротивляйся прихотям твоим в молодости, 
ибо в старости никак не сможешь 
себя исправить, чтобы от них отвыкнуть.
Птолемей.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Подрастают наши дети…  Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить Вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголизма? возможно мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Привычки в нашей жизни играют важную роль. Недаром русский педагог К. Д. Ушинский назвал положительные привычки нравственным капиталом.
Привычка – вторая натура… Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычкой психологи называют автоматическое выполнение действия, которое стало для человека потребностью. Полезные привычки помогают нам в жизни, экономя наши силы, преодолеть трудности.

Всякая привычка появляется не случайно. Известно, что привычки складываются из поступков, в их основе лежит механизм подкрепления. Если привычка  получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится  и устранить ее трудно. Поэтому очень важно знать, почему ребенок поступает так, а не иначе, то есть важно знать, как говорят психологи, мотив поступка. Зная его, мы сможем влиять на ребенка, руководить его поступками.

Поступок связывает прошлый опыт и будущее поведение Вашего ребенка. Каждым своим поступком ребенок как бы подводит итог для развития и в то же время намечает путь для дальнейших шагов. Недаром сложен афоризм: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу». Почва, на которой укореняется дурная привычка, создается незаметно. А когда привычка становиться нормой поведения, бороться с ней трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками борются и родители. Как мы это делаем?

2. В мире сигарет…
Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения. Посмотрите выставку информационных листов, подготовленных учащимися класса. Многие знают болезни, которые вызваны курением, но факт остается фактом: число курильщиков велико! Противостоять подростку трудно, особенно если взрослые постоянно тянутся к сигаретам в минуты стрема и утверждают, что это помогает.

Сейчас я хочу предложить найти выход из одной очень жизненной ситуации. Решать будем в группах. Я пройду по классу и каждый из присутствующих вытащит из конверта один жетончик: или красный, или зеленый. Первая группа (зеленый жетончик) должны показать, как можно решить предложенную ситуацию конструктивно, а вторая группа (красный жетончик) – как неконструктивно.

Ситуация. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курения, а с вызовом говорит вам, что расслабляется после учебного нервного дня, или что все давно курят в классе, или что сами сигарету не выпускаете из рук. Ваши действия?

После нескольких минут обсуждения группы родителей представляют соответствующее решение.

Родительский практикум. Задайте себе вопросы:
  • Какие сигареты курит ребенок?
  • Сколько раз в день?
  • С кем, в какой компании он курит?
  • Что является причиной курения?
Эти вопросы позволят Вам найти подходы к решению проблемы (совместное решение проблемы).

3. В мире алкоголя…
Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы – взрослые люди и прекрасно знаете все это. Мы обратим внимание на то, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет и алкоголя. Профессор, доктор педагогических наук Н. Е. Щурова, предлагает специально подобранные отрывки из текста повести Дж. Лондона «Джон – Ячменное зерно» для формирования отрицательного отношения к алкоголю – разрушителю человеческого счастья и всей личности человека.

Сейчас Вы получите карточку с фрагментом текста, прочтете отрывок пор себя и затем представите его присутствующим. Попробуйте высказать свои впечатления. Они могут начинаться с фраз: «Я вдруг подумала…», «мне показалось, что…»,  «Это странно, но я подумал…».

Карточка №1.
…  - В первый раз я напился, когда мне было пять лет… Отец пахал в поле… Меня послали отнести ему пива… почему это пиво считается такой драгоценностью?.. Сперва я лизнул пену… Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость… Ну и дрянь  же! Все-таки я пил… Не может быть, чтобы взрослые ошибались… Меня тошнило… Я чувствовал себя отравленным…

Карточка №2.
…  - Семь лет… Нас встретили очень радушно. Всех угостили красным вином… Хозяева предложили и мне выпить за компанию, но я отказался… Заметив, что я сижу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина… Лицо его приняло суровое выражение… Я испытал леденящий ужас… Вино было противнее пива! Я глотнул, силясь удержать в себе этот яд… В глазах плыло. Стало трудно дышать…

Карточка №3.
… - Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти к приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, разграбленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг…

Карточка №4. 
… - Мне стукнуло 17 лет… Я подписал контракт на работу матросом на промысловой шхуне… Плавание в течение 51 дня без привычного пьянства замечательно укрепило мои силы. Организм очистился от яда, и я не испытывал никакого желания пить…

Карточка №5.
… - Когда я вспоминал о выпивке, я тут же вспоминал о компании, и наоборот. Компания и алкоголь – сиамские близнецы. Они сроднились воедино.

Карточка №6. 
… - Привычка пить укоренилась в моем сознании и осталась на всю жизнь…

Родительский практикум. Ваш ребенок выпил первую рюмку спиртного. Ваши действия (обмен мнениями).

4. Заключение (классный руководитель). 
Подростковый возраст называют трудным, потому что подростки хотят на все иметь свое мнение, часто наивное и категоричное, не желают слушать старших, хотят во всем быть равными, а потому не признают авторитетов. Как помочь им преодолеть трудности и сохранить все хорошее, что было в детств? Для этого надо, чтобы подросток доверял. А слушать и доверять они могут тому, кто их понимает и поддерживает. 

Иными словами, взрослому необходимо обратить внимание на подростка и постараться понять мотивы его поступков.

5. Решение собрания.
Давайте в решении нашего родительского собрания мы сформулируем принципы поддержки подростка:
  • Терпение;
  • внимание;
  • тактичность и деликатность;
  • умение поставить себя на место ребенка;
  • гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его;
  • ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде курения и алкоголя.
А закончить мне бы хотелось такими словами:
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.

Спасибо за внимание и понимание. Берегите своих детей!
Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: волонтёры, здоровьесберегающая деятельность, жизнь, успех, развитие, здоровье
Просмотров: 1301 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz