Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культуры ухода за зубами
[ ] 24.04.2012, 16:41
Тетенькина Е.В., Логвинович Г.Е., 
воспитатели младшей группы 
МКДОУ №183 г. Кирова

Актуальность выбранной темы определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения и социально-медицинского эффекта при проведении научно обоснованных мероприятий по формированию у младших дошкольников высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта. 

Разрабатывая проект, мы учитывали особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в частности, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье.

Предварительно проведенное анкетирование родителей воспитанников, подтвердило наше предположение о том, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи. Родители мало внимания уделяют здоровому питанию детей (изобилие сладкого и недостаток овощей и фруктов) и низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т.д.).

Исходя из этого, нами был разработан проект, где были спланированы и определенным образом подобраны эмоционально насыщенные дидактические игры, разные мероприятия (опытно-экспериментального, познавательного характера), проводимые в творческом единстве педагог – родитель, которые не оставят равнодушными ни одного ребенка, научат ухаживать за своими зубами и полостью рта, помогут сохранить здоровье зубов.

Воспитание культуры ухода за зубами и формирование основ здорового образа жизни детей 3-4 лет через дидактические игры, мероприятия опытно-экспериментального, познавательного и развлекательного характера происходит в рамках таких образовательных областях как: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Социализация», «Музыка»

Таким образом, разнообразные дидактические игры, практические задания и мероприятия разного характера, предлагаемые детям, позволили детям продемонстрировать воспитанникам группы все то, что освоено было ранее и стало нормой в поведении, что в свою очередь позволило актуализировать имеющиеся представления и умения детей 3-4 лет в интересной, игровой форме.

Проект «Зуб, неболей-ка!» был реализован с детьми второй младшей группы. В нём отчетливо показана интеграция с различными образовательными областями, а также интеграция разнообразных форм организации детской жизни.
Целью, которого было создание условий для воспитания культуры ухода за зубами у детей 3–4 лет. Проект предполагал участие воспитанников, их родителей и других специалистов.

Одной из задач проекта выступила организация совместной деятельности с детьми (беседы с иллюстрациями, разучивание песенки «Улыбка» В. Шаинского, чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов «Птичка Тари», «Королева Зубная щетка», «Айболит», обучение детей сюжетно-ролевой игре «В кабинете зубного врача», аппликация «Помощники королевы Зубной щетки») [1].
В рамках выполнения этой задачи продуктивными и зрелищными оказались встреча детей с детским стоматологом на тему «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?» и опытно-исследовательская деятельность (опыты «Зубная паста и щетка – друзья», «Яйцо в шубке»).

Использованные нами в работе с детьми разнообразные игры оказали благоприятное влияние на развитие у детей 3 – 4 лет культуры ухода за зубами.

Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна». Цель – дать представление детям о разных видах щеток. На столе воспитатель демонстрирует детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Взрослый предлагает детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку, а затем, когда она будет детьми найдена и подробно рассмотрена, воспитатель просит объяснить предназначение остальных щеток на столе.

Дидактическая игра «Чистим зубки». Цель – закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева – направо»). Воспитатель предлагает детям попробовать чистить зубы на «игрушечном тренажере» - расческе с частыми крупными зубчиками. Сначала взрослый демонстрирует сам, как надо выдавить зубную пасту на щетку и как нужно правильно чистить зубы (держа расческу в руке, показывает движения). Далее дети пробуют повторить это же сами.   

Дидактическая игра «Полезное – вредное». Цель – в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. Воспитатель демонстрирует детям картинки с продуктами питания – «полезными» и «вредными» для зубов. Взрослый сопровождает каждую картинку небольшим стихотворением. Картинки с продуктами питания воспитатель сортирует и раскладывает с помощью детей в две коробочки: на одной прикреплена фотография ребенка с плохими (подверженными кариесу) зубами, на другой – фото ребенка с красивыми, белыми зубами.

Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования». Цель – учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок и т.д.). Воспитатель объясняет детям, что есть такие вещи у каждого из нас, которыми мы ни с кем не можем поделиться, например, зубная щетка, расческа и т.д. Акцентирует внимание детей на предметах общего пользования. Объясняет, почему этого делать нельзя.

В процессе совместной деятельности с детьми мы использовали элементы артикуляционной гимнастики, например, упражнения «Какие у нас зубки», «Почистим зубки язычком» [3].

В проекте мы активно применяли игры на развитие мелкой моторики рук, например игровое упражнение «Как зубки растут». Цель – дать детям представление об особенностях расположения зубов (рядом друг с другом) на макете с использованием прищепок. Воспитатель при помощи полукруга – символа челюсти – того места, где растут зубы, и обычных бельевых, белых прищепок демонстрирует расположение зубов во рту. Показывает, что если какого-нибудь зубика не будет хватать (заболеет и его вырвут, он выпадет), то можно будет легко подавиться непрожеванной пищей (кусочек поролона).

На наш взгляд совместное с родителями воспитанников изготовление альбома «Нашим зубам посвящается…» (родители воспитанников делятся своими впечатлениями о посещении зубного кабинета с ребенком и т.п.), а также проведенное мероприятие развлекательного характера «Сказка о зубной щетке» позволили в доступной детям форме акцентировать внимание на важности ухода за зубами.

Таким образом, благодаря систематической и планомерной работе с детьми младшего дошкольного возраста мы смогли добиться заметных результатов. Это выразилось в сформированной потребности в постоянном уходе за ротовой полостью у детей 3-4 лет, культуре ухода за зубами.
Совместная работа в рамках данного проекта строилась как цепочка задач, где сохраняется определенная логика, позволяющая проверить качество приобретенных детьми умений и навыков, уровень развития способности переносить их в самостоятельную деятельность.

По завершении проекта «Зуб, неболей-ка!» воспитателями группы была проведена демонстрация полученного опыта с использованием информационных технологий.
Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься [5].

Литература:
  1. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром дошкольника. – М.: Баласс, 2011.
  2. Детство. Программа развития и воспитания детей в д/с. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  3. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Сизова, Н.О. Валеология. – СПб.: Паритет, 2008.
  5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Н.О. Березина, О.Е. Веннекая, Е.Н.Герасимова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: родители, Привычка, проект, дошкольники, здоровое питание, здоровье
Просмотров: 2932 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz