Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:20

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Телесно-ориентированная педагогика как технология здоровьесбережения воспитанников
[ ] 20.06.2012, 08:43
Масленникова Екатерина Михайловна, 
педагог дополнительного образования 
высшей квалификационной категории 
МОАУ ДОД «Дом детского творчества 
«Вдохновение» г. Кирова

В течение 2011-2012 учебного года во всех творческих объединениях Дома детского творчества «Вдохновение» города Кирова были проведены методические объединения, на которых говорилось о здоровье и его составляющих, где был сделан вывод о том, что состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых проблем, от решения которой зависит благополучие общества в целом. Воздействуя специально разработанными психолого-педагогическими приемами, педагог не только может управлять процессами развития и восстановления физического и психического здоровья воспитанников, но и обеспечивать формирование потребности ребенка быть здоровым. 

Прежде чем начинать разговор о технологиях здоровьесбережения воспитанников, необходимо сначала определить, а что же такое здоровье. Основная масса людей концентрируются на физических показателях – болевых ощущениях, температуре тела и прочем. Совершенно упускается из вида то, что здоровье – это совокупность физической, эмоциональной, духовной, социальной и интеллектуальной составляющих. Если хотя бы в одном из этих показателей человек ощущает дискомфорт, состояние здоровья оценить как удовлетворительное, нельзя. Необходимость физической активности понятна всем. Эмоциональное же состояние и его влияние на здоровье, зачастую недооценивается. Духовно бедный человек, ограниченный, не видящий красоты вокруг, живет под своим же гнетом. Таким людям можно только посочувствовать, ведь они могут даже не догадываться об особенностях своего недомогания по причине бездушия. От того, как складываются взаимоотношения с окружающими, также зависит самочувствие человека. Каждый ощутил на себе, как порой «косой» взгляд, либо «кривое» слово может больно ранить, испортить настроение на долгое время. Интеллект – это способность размышлять, приобретать знания, уметь применять их, принимать решения в определенных ситуациях, а не количество знаний. И если эти действия не в полной мере реализуются, человек себя ощущает неполноценно. Решать задачу формирования интеллекта, целостной установки ребенка на осознание своей психофизической индивидуальности и на самоопределение воспитанников в общественной жизни призваны, прежде всего, педагоги. Особо адекватной для этого средой является система дополнительного образования детей, в рамках которой основным видом деятельности ребенка становится творческое самовыражение. Самую большую помощь педагог оказывает воспитаннику тогда, когда искренне «вслушивается» в его проблемы и проявляет уважение к его способности найти свой собственный ответ, создать собственный продукт творчества. Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активации и включении в работу двигательной сферы. Подобное понимание взаимодействия педагога и воспитанника находит отражение в развивающемся в настоящее время направлении телесно-ориентированной педагогики. 

Телесно-ориентированная педагогика базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны - изменения в телесных и двигательных выражениях вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Основной задачей телесно-ориентированной педагогики является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря которым развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом и эмоциональном уровнях. Таким образом, одним из фундаментальных положений выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие педагог помогает воспитаннику  развить самосознание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Коренное отличие движения в телесно-ориентированной педагогике от движения в хореографии лежит в отсутствии предустановленного результата, образа, стиля, словаря движений. Поэтому использование методов и приемов  телесно-ориентированной педагогики уместно, логично, понятно для всех направлений деятельности творческих объединений в УДО.

Телесно-ориентированная педагогика дает уникальную возможность: человек, не являющийся профессиональным танцором,  способен в полной мере выразить свои эмоции в пластике тела. Такое понимание движения особенно актуально в рамках занятий по хореографии и сценическому движению в детской хоровой школе «Весняночка» и театре моды «Визит» МОАУ ДОД ДДТ «Вдохновение», которые посещают воспитанники без специальных танцевальных данных и основным видом деятельности которых, в соответствии с образовательными программами, является вокальное и декоративно-прикладное творчество. Работа в рамках телесно-ориентированной педагогики с этими детьми направлена на естественное вхождение ребенка в интуитивное пространство, спонтанно включающее процесс чувственного, эмоционально-телесного и духовного самовыражения. Подобная деятельность помогает детям быть ближе к самим себе. Они отыскивают внутри себя «потерянные» и скрытые чувства и эмоции из собственного жизненного опыта, которые на этот момент можно пережить открыто. Движение становится естественным способом самовыражения, что позволяет каждому воспитаннику оставаться самим собой, не испытывать неловкости от сравнения с окружающими, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Существует большое количество эффективных педагогических средств, использующихся в телесно-ориентированной педагогике. Широкое распространение получили тренинги выразительного движения, практикумы контактной партнерии, пластические импровизации, пластическое образостроение, ассоциативные и круговые  танцы, пластические упражнения, самомассаж и другие. В своей статье мне бы хотелось поделиться средствами телесно-ориентированной педагогики,  которые  каждый педагог может использовать в своей деятельности. Они могут применяться на любых этапах занятия, выступать как приёмы мотивации и актуализации знаний, апробироваться при изучении нового материала или предлагаться воспитанникам в форме физкультминуток с целью физической разминки или эмоциональной разрядки.

Тренинг выразительного движения. Игра «Зоопарк».
Найдите себе место в кабинете, где вам было бы удобно расположиться. Мы - в зоопарке. Представьте себя зверем - своим антиподом (зверем, которого вы менее всего напоминаете, привычки которого противоположны вашим). Станьте этим зверем. Придайте своему телу положение, характерное для него. Клетки раскрылись, звери выбрались на волю и разгуливают по зоопарку. Приглядываются, принюхиваются, взаимодействуют, если хотят. Возможны проявления любопытства, агрессии, самообороны (без прямого контакта). Возможна любая вокализация, кроме слов... Приглядите себе пару, зверя или птицу, с которым вы могли бы находиться рядом, взаимодействовать или просто сосуществовать без взаимного напряжения. Выразите друг другу доверие. Обсудите с партнером происходившее, свои ощущения, переживания, что-то, что показалось неожиданным для вас.

Практикум контактной партнерии. Игра «Равновесие». 
Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70-100 см, вытягивают руки вперед и соприкасаются ладонями. Задачей каждого из них является заставить партнера потерять равновесие, сохранив его самому. Задания: перенос веса тела, отдача веса, балансирование. Ведущий предлагает каждой паре представить себя «сиамскими близнецами», сросшимися любыми частями тела.

Игра «Слепой - поводырь». Задача «поводыря»: познакомить «слепого» с окружающим его пространством, позволить ему получить максимум информации, оберегая его при этом от возможных опасностей. «Поводырю» необходимо учитывать характер слепого, его темперамент.

Пластическая импровизация. Игра «Групповая скульптура».
Каждый участник находит свое место в пространстве в соответствии с общей атмосферой и содержанием занятия. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо действовать в довольно быстром темпе, следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. 

Пластическое образостроение.
Представьте себя хищной птицей, маленьким цыпленком, кошкой слоном, рыбой, бабочкой... Представьте себя любым зверем, таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличии этого зверя? А теперь вы снова - люди.
Круговые танцы. Организуются по принципу «снежного кома»: имя – характеризующее тебя движение – общий танец.

Пластические упражнения.
  1. Идя по кругу, напрягите до предела правую руку, левую руку, всю верхнюю половину тела, левую ногу, правую ногу, обе ноги, всю нижнюю половину тела, поясницу. Представьте себе, что вы - маленькие дети, роботы, старики, волшебники... Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза. Представьте себе, что ваше тело практически невесомо. Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень не хочется. Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете.
  2. «Огонь - лед». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде «Огонь!» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде "Лед!" участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Команды чередуются.
  3. «Масло». Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, "Я ввожу масло в ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки. 
  4. «Центр тяжести». Упражнение выполняется всеми участниками. Инструкция: «Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки,  подвигайтесь, как кошка. Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? 
  5.  «Насос и надувная игрушка». Участники разбиваются на пары. Один - «надувная кукла», из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой - «накачивает» «куклу» воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. «Кукла» постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец «кукла» надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно - «кукла» напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Время окончания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела «куклы». После этого «куклу» «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие. 
  6.  «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них - «скульптор», другой - «глина». «Скульптор» должен придать «глине» форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, принимает форму, какую ей придает «скульптор». Законченная скульптура застывает. «Скульптор» дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться, обмениваться мнениями.
  7.  «Марионетки». Участникам предлагается представить себе, что они - куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и так далее. Ваше тело зафиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников.
Таким образом, телесно-ориентированная педагогика, как технология здоровьесбережения, призвана помогать в управлении  процессами развития и восстановления физического, психического, духовного и социального здоровья воспитанников, обеспечивать формирование потребности быть здоровыми.  Применение вышеуказанных педагогических средств способствует повышению результативности образовательного процесса. Высокий уровень обученности по программе возрос с 70 до 83 %, в коллективе воспитанников сохраняется благоприятный психологический климат. Повысились творческие результаты коллектива. За 2011-2012 учебный год воспитанники театра моды «Визит» стали призерами 2 городских, 1 областного, 2 межрегиональных и 1 международного конкурсов детско-юношеского творчества в городах Киров, Казань, Санкт-Петербург, Великий Устюг. 

Литература:
  1. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности//СПб, 2005
  2. Лебедева Л.Д. Практика АРТ-ТЕРАПИИ: подходы, диагностика, система занятий//СПб, 2003
  3. Кипнис М. Тренинг креативности//М., 2006
  4. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. Изучение элементов психотехники актерского мастерства//М., 1969
  5. Статьи и доклады по теме из интернет-источников

Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: интеллектуальное здоровье телесно-о, эмоциональное, психическое, Социальное, физическое, Игры, здоровье
Просмотров: 2004 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz