Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Спортивная игра баскетбол как средство укрепления физического и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста
[ ] 31.05.2012, 08:45
Корюкина Анастасия Евгеньевна, 
воспитатель МКДОУ № 192  г. Кирова,
е-mail: new-york-22@mail.ru

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
Для формирования творческой, всесторонне развитой личности уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес у дошкольников вызывают спортивные игры. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Проанализировав содержание некоторых ныне существующих программ, таких как «Азбука здоровья» Т.Э. Токаевой, «Система» региональная программа Л.М. Пустынниковой, «Истоки» центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, мы пришли к выводу, что спортивная игра баскетбол оказывает наибольшее влияние на развитие личности дошкольника.

Так, игра создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению. И что самое главное, она идеально подходит для создания педагогических условий, способствующих развитию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 

По данным исследований М.Э. Боумана, А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.С. Спиваковской и других, самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она помогает ребенку делать активны выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Самооценка интегрирует опыт деятельности дошкольника, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность, с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Баскетбол упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к окружающим его сверстникам. Именно в этой игре ребенок учиться контролировать и оценивать себя, понимать, что делать и как действовать правильно. Подчиняясь правилам игры, ребенку необходимо принимать быстрые, разумные решения, правильно реализовывать их в игре. Играя в баскетбол, ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий по результатам игры.

Баскетбол – это командная игра,  в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, метание, прыжки. Имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательным являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Действия с мячом развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка, готовящегося к обучению в школе.

При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Спортивная игра баскетбол пополняет и обогащает словарный запас, снимает нервное напряжение, помогает свободному выражению эмоций. 
Еще в школе, а позднее в педагогическом колледже я всерьез увлекалась игрой в баскетбол, участвовала в соревнованиях. Баскетбол для меня любимый вид спорта и я попыталась передать эту любовь моим воспитанникам. 

После тщательного анализа программ и авторских работ, посвященных обучению детей дошкольного возраста баскетболу, мы взяли за основу авторскую программу, разработанную Волошиной Л.Н. и Куриловой Т.В. «Играйте на здоровье» и авторскую программу В.П. Гуляева «Волшебный мяч».
Наша цель заключалась в том, чтобы заинтересовать играми с мячом всех детей группы. Мы каждый раз используем новые и веселые упражнения, чтобы дети активно включались в игру. Игровые упражнения мы включаем в двигательную деятельность на протяжении всего дня. Одни элементы присутствуют в утренней гимнастике, другие – во время динамических пауз и физкультминуток. Но основная роль отводится прогулкам и физкультуре.   

Работа по обучению детей игре в баскетбол продолжалась на протяжении двух лет в старшей и подготовительной группах. Первый год мы посвятили развитию навыков владения мячом, в том числе забрасывание мяча в кольцо. На втором году обучения мы познакомили детей с правилами игры, основными игровыми комбинациями. И уже к концу второго года обучения дети могли играть в командную игру, демонстрируя освоенные двигательные навыки и правила ведения игры. Правила игры в баскетбол для детей дошкольного возраста почти не отличаются от взрослой и все же имеют определенную специфику. Игра в  баскетбол для дошкольников имеет форму подвижной игры. В ней учтены возрастные особенности детей 5-7 лет, высокий уровень навыков владения мячом. Цель команды в игре – забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

В создании необходимой предметно-развивающей среды участвовали педагоги группы, родители воспитанников и инструктор по ФИЗО. Была организована баскетбольная площадка; подобрана картотека подвижных игр и упражнений, например, «Мяч капитану», «Подвижная цель»; настольно-печатные игры, например, «Путешествие в страну Баскетболию» и т.д.
Занятия баскетболом дали высокий развивающий и оздоравливающий эффект. С их помощью у детей появилась отличная реакция, развитый глазомер, прекрасная ориентировка в пространстве. Повысились показатели развития психофизических качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. На занятиях повысилась умственная активность, сообразительность, быстрота мышления. 
Кроме того мы считаем, что реально имеющиеся тенденции снижения заболеваемости детей связаны непосредственно с занятиями спортом. Об этом говорят данные мониторинга, ежегодно проводящимся медицинским работником.

Литература:
  1. Адашкявичене, Э.Й. Баскетбол для дошкольников: из опыта работы. –М.. Просвещение, 1983.
  2. Волошина, Л.Курилова, Т. Играем в баскетбол// Ребенок в детском саду - №3/2001.
  3. Петерсон, Т. Мини-баскетбол. – М. Просвещение, 1973.
  4. Страковская, В.А. «300 подвижных игр для оздоровления детей от    1 года до 14 лет». – М. Новая школа, 1994.
  5. Тарасова, И.Н. Баскетбол для самых маленьких// Обруч – №2/2000.
  6. Токаева, Т.Э. Концепция дошкольного образования. Физическое развитие и укрепление здоровья. – М., 2002. 

Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: спортивная игра, баскетбо́л, самооценка, мониторинг
Просмотров: 2126 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz