Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:26

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Сохранение психофизического здоровья детей c нарушением интеллекта через логоритмику.
[ ] 19.06.2012, 10:58
Петрова Ольга Анатольевна, 
музыкальный руководитель, 
МКДОУ «Детский сад компенсирующего 
вида №119» города Кирова


В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психофизическом  развитии. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности. Актуальность предмета логоритмики обусловлена тем, что сохранение здоровья детей тесно связано с двигательной активностью и эмоциональным фоном. Логоритмика – это система музыкально-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции и психофизического оздоровления детей.

Поскольку основная общеобразовательная программа на основе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой не предусматривает отдельное проведение занятий по логоритмике, то возникла необходимость создания кружка «Логоритмика». Изучая опыт работы педагогов Г.А. Волковой, А.Е. Вороновой, М.Ю. Картушиной, И.В. Лобода и др., в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья,  мной была разработана программа по логоритмике для детей с нарушением интеллекта. 

Для данной категории детей характерны низкая познавательная активность, нарушение пространственной ориентировки, позднее развитие фразовой речи, затруднение в воспроизведении логико-грамматических конструкций, скудный словарный запас. 
Целью программы является  развитие двигательной и эмоциональной сфер детей с нарушением интеллекта, формирование речи в игровой форме для сохранения психофизического здоровья детей. 

Задачи программы: формирование двигательных  навыков и умений; выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители; развитие способности передвигаться в пространстве свободно и уверенно; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие ловкости, координации движений; развитие чувства ритма; развитие слухового внимания; развитие способности воспринимать музыкальные образы, умения перевоплощаться в соответствии с данными образами, т.е. проявлять свои творческие способности. 

Основным принципом построения программы является тесная связь  слова, движения и музыки. Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий учитываются особенности психомоторного и речевого развития умственно отсталых детей, а также характерные индивидуальные особенности, тип нервной деятельности и поведение каждого ребёнка. При разработке программы учитывался комплексно-тематический план образовательного учреждения. 

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что наиболее удобен для детей следующий план занятия по логоритмике: 
- вводная часть: упражнения на развитие внимания, эмоций, артикуляционной моторики,  ритмические упражнения,
- подвижная часть: музыкально-ритмические движения, элементы танцевальных движений, работа над координацией движений и ориентировкой  в пространстве зала, игры на развитие эмоций,
- основная часть: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, закрепление правильного звукопроизношения, вокальные упражнения, песни (формирование певческих навыков), слушание музыкальных произведений (развитие музыкальной мелодической памяти), 
- заключительная часть: релаксация, прощание. 

Пример одного занятия: лексическая тема «транспорт», тема занятия «Прогулка на паровозике». 
Этап
Время
Цели
Содержание
Вводная часть
7 мин.
Добиваться чёткого проговаривания слов.
Развивать мимику, партнёрские отношения в игре.
Музыкальное приветствие.
Игра «Имя по кругу». Мимическая гимнастика.
Чтение речёвок. Ритмическое простукивание.
Подвижная часть
3 мин.
4 мин.
 
3 мин.
Учить сочетать движения с пением.
Учить ритмично выполнять движения под музыку.
Игра «Змейка».
Игра «Поезд» (движение с проговариванием слов). Танцевально-ритмические движения.
Хоровод-пляска «Барыня».
Основная часть
3 мин
3 мин
 
4 мин
Развивать эмоциональный отклик. Развивать начальные певческие
способности.
Пальчиковая игра «Жук на полянке». Слушание музыки (беседа о характере).
Дыхательная гимнастика.
Песня «Эхо» (авторская).
Подведение итогов
3 мин
Снять напряжение, успокоиться.
Релаксация под музыку.
Прощание.

В результате проводимой работы у детей наблюдается хорошая двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражители, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья научились воспроизводить простейшие музыкально-ритмические движения, ориентироваться в пространстве. Дети умеют согласовывать движения с речью, ритмично двигаться под музыку, эмоционально реагировать на восприятие музыкальных образов. 

Таким образом, проведение кружка по логоритмике способствует сохранению психофизического здоровья детей с нарушением интеллекта, решает многие коррекционные задачи по развитию когнитивной и эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:
  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М.:Просвещение,1985.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ.-М.:Просвещение,2006.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Творческий центр «Сфера»,2003.
  4. Лобода Л.В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.
Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: коррекция, память, психофизическое здоровье, музыка, движения, ритм, логоритмика, звукопроизношение, дети с ограниченными возможностями
Просмотров: 1994 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz