Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников с ОВЗ через художественное творчество
[ ] 24.04.2012, 16:44
Юдникова Елена Ильинична,
воспитатель коррекционной группы,
МКДОУ №119 г. Кирова,
е-mail: nadyadobraia@yandex.ru

«Здоровье – это… полное физическое и психическое благополучие организма». Здоровье детей в последнее время ухудшается. Многие дети имеют отклонения в состоянии здоровья (психическом развитии). Наш детский сад посещают дети с нарушением интеллекта. Дошкольники характеризуются эмоциональной незрелостью, у них наблюдаются частые смены настроения,  высокая утомляемость. Кроме этого, наблюдаются нарушения  поведения. Поэтому одна из важных задач, стоящих перед ДОУ компенсирующего вида – охрана и укрепление нервно-психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Мне хотелось обратить внимание на значение художественного творчества, а точнее рисования в сохранении и коррекции психического здоровья детей для формирования таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость. Рисование способно обеспечить чувство психологической защищённости, доверия, радость существования, способствует развитию и коррекции эмоционально- волевых процессов у детей.
 
Мы должны создать условия для того, чтобы ребёнок с ОВЗ поверил в себя, свои силы, гармонично вошёл в жизнь. По мнению И.А. Грошенкова, задача педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий изобразительным искусством преодолеть или сгладить недостатки, присущие умственно отсталым детям.

Работа с изобразительными материалами снимает эмоциональное напряжение, происходит рефлексия опыта. Дидактические игры и задания, используемые на занятиях рисования, само рисование способствует решению различных детских проблем. 

Художественные материалы сами по себе оказывают  разное влияние: карандаши, мелки позволяют «усилить» контроль, а краска – способствует более свободному выражению эмоций. 

Поэтому необходимо учитывать следующее: 
  • если ребёнок устал или неуверен, то он будет чувствовать себя спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать; 
  • при работе с детьми, чьё поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов; 
  • многие чувствуют себя неуверенно, не любят рисовать – рисование для них должно быть с возможностью исправить;
  • краска может дать возможность отреагирования эмоций. Формы самовыражения: смешивание красок, размазывание по поверхностям, рисование песком;
  • с целью установления контакта со взрослым, использую приём – рисование взрослого для ребёнка (этим даём понять ребёнку, что он нам не безразличен, он нам интересен);
  • игры «Картины», «Мелки – наперегонки» (рисование в разном темпе: быстро – медленно) помогают преодолеть негативизм, упрямство, гармонизировать эмоциональное состояние;
  • рисование по сырому листу, методом «тычка» – снять напряжение, (это своеобразная эмоциональная стимуляция); 
  • дорисовывание лица на шаблонах, рисование семьи с целью познания внутреннего мира, проработки взаимоотношений с родителями, с ребятами; 
  • предложение взрослого рассмотреть орнамент и затем нарисовать свой, позволяет стабилизировать психо-эмоциональное состояние, упорядочить переживания (при этом обратить внимание на цвет: чёрно - белый, цветной, смешанный); 
  • рисование маски с целью осознания и отреагирования чувств;
  • рисование пальцем способствует снятию напряжения, совершенствует механизмы саморегуляции;
  • сказочный сюжет помогает перенести ребёнку эмоциональное состояние на героя сказки;
  • «я и фотография» (снимок, рисунок взрослого – ребёнок в процессе деятельности) повышает самооценку, способствует формированию Я – образа, налаживанию коммуникации.
Эти приёмы вполне применимы в работе с дошкольниками с ОВЗ. 

За время работы коррекционно-развивающая среда группы пополнилась следующими играми, пособиями: 
  • «Волшебная книжка», где листы вложены в файлы, чтобы ребёнок знал, что он может исправить (стереть) неправильно нарисованное; чёрными листами бумаги для рисования мелом;
  • «Ниточка – иголочка» (ребёнок обводит фломастером или цветным карандашом контур, нарисованный взрослым простым карандашом);
  • «Грустная (весёлая) книжка»;
  • «Песни в рисунках взрослого» (схематические  изображения слов песен), «Стихи в рисунках», «Физкультминутки», «Массаж». 
При диагностике психо-эмоционального состояния детей данной группы выяснилось, что у них выросла самооценка, снизилось мышечное и эмоциональное напряжение, стабилизировалось психо-эмоциональное состояние. Дошкольники научились, пусть и не в полностью, контролировать свои действия и эмоции. Я надеюсь, что наши дети уверенно пойдут в школу, а в дальнейшем по жизни.

Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: ребёнок, художественный материал, рисование, особенности нервной системы и повед, здоровье
Просмотров: 2336 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz