Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:30

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Сенсорная комната как средство поддержания психологического здоровья гимназистов
[ ] 09.06.2012, 15:14
Муромцева Анна Олеговна, 
педагог-психолог 
МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова, 
E-mail: annamur157@rambler.ru

Дети, обучающиеся в Гимназии, развиваются в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом к человеку: большинство наших учащихся занято в кружках, секциях, факультативах, учатся по углубленным программам, самостоятельно выбирая индивидуальный образовательный маршрут. От Гимназиста требуются сформированные личностные компетенции, высокий интеллектуальный труд и активная общественная деятельность. Переход на новые образовательные стандарты также является дополнительным «испытанием» как для учителей, так и для учеников. Возрастают не только интеллектуальные нагрузки, но и нагрузки на эмоциональную сферу учащихся. В таких условиях очень важно сохранить психологическое здоровье детей, поэтому растёт потребность в качественном психологическом сопровождении участников образовательного процесса. 

Психолог может сделать многое для поддержания здоровьесберегающей, психологически комфортной образовательной среды как для педагогов, так и для учащихся. Одним из эффективных способов снятия школьной тревожности, стресса, усталости, коррекции эмоциональных  нарушений, поддержки и развития учащихся является сенсорная комната.
Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии, а также для улучшения качества жизни здоровых людей. Впервые понятие «сенсорная комната» было представлено М. Монтессори, известным педагогом, врачом при описании дидактической среды развития для детей. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори – это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. В настоящее время под сенсорной комнатой чаще всего понимается «тёмная сенсорная комната», «релаксационная комната» «комната релаксации и психоэмоциональной разгрузки» и т. п., то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении [1]. Грамотно управляя сложным оборудованием сенсорной комнаты (проекторы, светильники, светозвуковые панно и т.п.), психолог воздействует на эмоциональную сферу человека через основные каналы восприятия – аудиальный, визуальный, кинестетический, что позволяет добиться желаемого эффекта в работе с группой – погрузить её в атмосферу расслабленности и покоя или, наоборот, активизировать, побудить к действию. 

Стоит отметить, что сенсорная комната в учреждении общего образования на данный момент – явление пока не распространенное, хотя и необходимое, на мой взгляд. В основном сенсорные комнаты работают сейчас в детских садах, реабилитационных центрах, домах ребенка. Считаю, что в учреждении образования типа Гимназии сенсорная комната сыграет неоценимую роль для поддержания психологически комфортной и безопасной образовательной среды. 

Сенсорная комната появилась в Гимназии в феврале 2012 г, и в настоящее время проходит апробация программ работы. Спектр методов работы, применяемых в сенсорной комнате, очень широк: игровые, сказкотерапевтические (разрешение проблемы через работу со сказкой – прослушивание, сочинение или разыгрывание), арт-терапевтические (терапия искусством – музыкотерапия, звуки природы, рисование, созерцание картин), психодраматические (проигрывание проблемных жизненных ситуаций), арома-терапевтические (использование арома-масел), аутогенная тренировка. Эти методы позволяют реализовать цели тренинговых занятий: релаксация, повышение самооценки, развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и т.п. 

Можно выделить несколько направлений работы сенсорной комнаты, актуальных для образовательного учреждения типа Гимназии:
  • Релаксация (используется после повышенных умственных нагрузок. Помогает уменьшить тревогу, учит саморегуляции, гармонизирует общее психологическое состояние человека, способствуя расслаблению);
  • Активизация (используется, когда нужно взбодриться, повысить общий психологический тонус);
  • Психологическая подготовка к экзаменам (снижение экзаменационной тревожности, занятия по специальной программе);
  • Проведение тренинговых занятий различной направленности.
Хотелось бы отдельно остановиться на релаксации, поскольку это направление является у нас наиболее востребованным на данный момент. Учащиеся в связи с высокими учебными нагрузками испытывают утомление, хотят побыть в тихой комнате с приглушенным освещением. Кроме того, они могут испытывать и физическую усталость от сидения за партами в течение учебного дня. Обычно релаксационный сеанс проходит следующим образом: учащиеся снимают обувь, рассаживаются в кресла – «груши», которые принимают форму тела, и занимают наиболее удобное положение (кто-то ложится на живот, чтобы расслабить мышцы спины). Выключается свет, и некоторое время учащиеся сидят в тишине. Затем постепенно включается особая музыка со звуками природы (психологи создали для релаксации специальную подборку такой музыки). Дети отдыхают, пока длится музыка – сидят или полулежат с закрытыми глазами. У них есть возможность восстановиться от нагрузок на все анализаторы (слуховой, зрительный). Звуки и зрительные образы в сенсорной комнате совершенно иные, чем в обычной учебной аудитории, и эта смена стимула очень важна: она позволяет переключиться и расслабиться. Когда все участники успокоились и расслабились после прослушивания тихой музыки, выполняется упражнение на визуализацию. Визуализация – это техника, при которой учащиеся, закрыв глаза, должны во всех подробностях представить себе то, о чем говорит психолог. Обычно под соответствующую музыку (звуки природы, плеск волн) читается текст о прогулке по лесу, о море – о том, что вызывает в обычной жизни положительные эмоции, успокаивает. Текст читается в особом темпе, делаются паузы, чтобы учащиеся могли представить себе то, о чем только что было сказано. Когда упражнение заканчивается и дети открывают глаза, они чувствуют себя свежими, отдохнувшими. Визуализация  также способствует развитию воображения, образного мышления. Завершается релаксационный сеанс элементами массажа: учащиеся разминают ладони массажными мячами, либо ходят по массажной тропе, либо массажным валиком делают массаж воротниковой зоны друг другу. 

Релаксационный этап входит во все занятия по программам психологов, которые апробируются на данный момент, и хорошо себя зарекомендовал. По данным анкетирования, проведенного в конце учебного года, учащиеся отмечают повышение настроения, уменьшение усталости, прилив энергии после релаксации в сенсорной комнате. И это – лишь один из этапов занятия в сенсорной комнате! Безусловно, комплекс, серия занятий в сенсорной комнате будут эффективными и полезными для поддержания психологического здоровья учащихся. Благодаря уникальному оборудованию, необычной, волшебной атмосфере сенсорной комнаты, особой подготовке работающих там специалистов каждое занятие становится запоминающимся для детей. Ученики могут не только расслабиться в сенсорной комнате, но и научиться приёмам релаксации и применять их самостоятельно при необходимости (например, элементы аутогенной тренировки перед экзаменом).

Для кого будут полезны занятия в сенсорной комнате общеобразовательного учреждения? Можно выделить несколько групп таких учащихся: 
  • выпускники (проработка экзаменационной тревоги, снятие психоэмоционального напряжения); 
  • тревожные дети (возможность побыть в спокойной атмосфере и расслабиться, проработать тревогу с психологом); 
  • гиперактивные дети (занятия с психологом могут помочь развитию произвольности); 
  • учащиеся начальной школы (сенсорное развитие, формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы); 
  • учащиеся с различными психологическими трудностями (агрессия, страхи, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и родителями).
Сенсорная комната создаёт оптимальные условия для индивидуального психологического консультирования. Атмосфера комнаты помогает установлению контакта ребёнка с психологом, формированию доверительных отношений и как следствие – разрешению проблемы учащегося.

В настоящий момент психологи Гимназии пишут программы для сенсорной комнаты, изучают различную литературу, осваивают широкие возможности приборов и оборудования, общаются с коллегами из разных городов, которые работают в подобных комнатах, апробируют имеющиеся программы на практике. Полагаю, что работа в сенсорной комнате – весьма перспективное направление деятельности школьного психолога, и буду с увлечением осваивать его дальше. 

Подводя итог, можно отметить, что сенсорная комната при образовательном учреждении типа Гимназии, где нагрузка и требования к участникам образовательного процесса выше, чем в обычных школах, окажет значительную помощь учащимся и педагогам и поспособствует укреплению психологического здоровья и созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

[1] Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: сенсорная комната, релаксация, интеллектуальные нагрузки, психологически комфортная образоват, психологическое здоровье, тренинги
Просмотров: 2052 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz