Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:30

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
[ ] 14.06.2012, 08:50
Караваева Надежда Леонидовна, 
инструктор по физической культуре 
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего 
вида №201» города Кирова

Педагоги дошкольных учреждений не понаслышке знакомы с проблемой нарушений опорно-двигательного аппарата. Лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса, поэтому девизом моей работы стал афоризм Тиссо «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».

В организме человека все взаимосвязано, поэтому от форсированности стопы в значительной мере зависит и правильная осанка, и походка, и двигательная активность ребенка. При нормальном строении стопы нога опирается на наружный продольный свод стопы, а внутренний несет рессорную, амортизационную функцию, обеспечивая форму стопы, эластичность походки, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений при передвижении. Плоскостопие это не просто нарушение стопы, а оно накладывает отпечаток на здоровье всего организма ребенка.

В нашем дошкольном учреждении в 2009 году при комплексном медицинском обследовании у 4 детей было выявлено  нарушение осанки, у  18 детей младшего возраста и 12 детей старшего возраста  плоско-вальгусная установка стоп.

Чтобы избежать увеличения количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата мною была поставлена цель: способствовать своевременному формированию опорно-двигательного аппарата. Осуществлять профилактику нарушений стопы дошкольников.

Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
  1. Создать условия для систематического профилактического влияния на организм ребенка. 
  2. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.
  3. Продолжать развитие физических качеств.
  4. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Успешность проведения этой работы зависит от тесного  взаимодействия всех служб дошкольного учреждения:  медицинских работников, педагогов специалистов, воспитателей и родителей. Работа по профилактике ведется на протяжении всего дня. Во время: утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурных занятий, прогулок, бодрящей гимнастики после сна, физкультурных праздников, развлечений, специальных занятий с детьми по профилактике нарушений осанки и стопы, занятий в плавательном бассейне, общеукрепляющего массажа. В детском саду используется здоровье сберегающая мебель (стулья с подлокотниками). 

В работе с родителями уделяется большое внимание практическим занятиям, на которых знакомлю их с признаками нарушений опорно-двигательного аппарата:
Визуальные признаки плоскостопия: ребенок быстро утомляется при ходьбе; жалуется на боль в икроножных мышцах и в стопах, постояв подольше или пробежавшись; после бега или прыжков часто у него болит голова (толчки от движения не гасятся, а передаются «наверх»); у обуви, которую носит ребенок, стесаны внутренние края; осанка сутулая; подгибают ноги в коленях, быстро устают; при ходьбе широко размахивают руками, походка неуклюжая.

Визуальные признаки плохой осанки: голова наклонена; ассиметричное положение плеч; неправильное положение грудной клетки, живота или спины (выпячивание или вогнутость груди, плоская или круглая спина, выпячивание живота); неправильное положение ног (о или х-образное с различным разворотом носков); нарушение в постановке стоп (параллельная, со сведенными носками; ассиметричная, с выдвижением одной ноги вперед).

Родителям даются рекомендации, они знакомятся с методами, приёмами и физическими упражнениями, которые позволяют избежать нарушений опорно-двигательного аппарата или улучшить его состояние.
Эффективность выполнения упражнений зависит от интереса самого ребенка, от привлекательности материалов и пособий, используемых во время упражнений, от того темпа, количества упражнений и повторений, которые задает педагог или родитель, а также от правильности дыхания.

Согласованная работа всех служб, принесла свой результат. Обследование детей в 2011 году показало, что 2 детей имеют нарушение осанки (это вновь прибывшие дети) и 14 детей – с плоско-вальгусной установкой стоп (в основном это дети младшего возраста).

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми:
  1. Рисование при помощи ног «Художники». Рисование ступнями ног  «понарошку» на ковре контуров цифр, букв, геометрических фигур. (Далее можно предложить рисовать с помощью фломастеров). 
  2. Выкладывание на ковре узоров из цветной соломки.
  3. Растягивание веревки, сшитой «конец в конец». Несколько детей сидят вокруг веревки и пальцами стоп расправляют ее в виде обруча, а затем тянут ее каждый к себе. (Профилактика плоскостопия). Игра «Живое кольцо» используется для профилактики нарушений осанки.
  4. Упражнение в парах. Толкание футбольного или набивного мяча по направлению к партнеру подошвой то левой, то правой стопы в положении стоя или сидя. После толчка поджимать или подтягивать к себе ноги (профилактика плоскостопия). Приседания спиной друг к другу сцепив руки (профилактика нарушений осанки).
  5. Соревнования: собирание пальцами стоп резиновых игрушек  (камушков, палочек, рыбок) и складывание их в одно место на скорость.
  6. Использование атрибутов – шашек-балансиров. Ходьба по шашкам-балансирам, положенным на пол с различными заданиями (изменение положений рук, ног) и т.д.
  7. Имитационные упражнения: например упражнение «бакуган» (для мальчиков) - и.п. лежа на спине, руки за голову «в замок», лопатки прижаты к ковру. Постепенно сгибая ноги в коленных суставах, носки вытянуты при этом, подтянуть колени к животу, слегка приподнимая таз, голени должны коснуться бедра. Упражнение «Балерина» (для девочек)-и. п.сидя на стульчике, ноги поставить на пальчики «пуанты». На пуантах, словно балерина, шагать вперед, пока ноги не встанут полностью на всю стопу. Вернуться в и.п. (30 сек.)
  8. Использование художественного слова: например упражнение «Муравейник». Передача палки ногами от одного ребенка другому (1 мин.)
    Муравейник строить нужно,
    За работу взялись дружно
    Палочки передаем, 
    От работ не устаем.
  9. Совместные подвижные игры. Например «Держи голову прямо». По команде «Разойдись» дети двигаются по всей площадке, неся на голове мешочек с песком. Через 1.5 -2 мин. По команде «По местам» вновь занимают и.п. у стены.
Литература:
  1. Матюшонок М.Т. «Гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников» Минск, Издательство «Народная асвета» 1967г.
  2. Орлова И. Для чего нужны пуговицы, журнал «Обруч» №5-2010г.
  3. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников
  4. Галанов А.С. Игры, которые лечат. - Педагогическое общество России Картотека комплексов ОРУ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Выборг 2000 г.
  5. Обнинское протезно-ортопедическое предприятие. Комплекс физических упражнений при плоскостопии.
  6. Крапивник В.В., Усвицкий И.П. Будь сильным, здоровым!
  7. Таллер Л.А. Фундамент здоровья с детства, - Минск, 1989.
  8. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей, - М.: Просвещение, 1986.
  9. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: нарушение осанки, плоскостопие, двигательная активность, профилактика, опорно-двигательный аппарат
Просмотров: 2755 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz