Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:26

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Повышение сопротивляемости детского организма к респираторным и вирусным заболеваниям через босохождение
[ ] 28.05.2012, 13:53
Волошина Ирина Евгеньевна, 
инструктор по физкультуре,
Каткова Наталья Сергеевна,
старший воспитатель 
МКДОУ №26 города Кирова

В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» устанавливает приоритет жизни и здоровья человека в качестве основы государственной политики в области образования. Ст. 32 относит к компетенции образовательного учреждения – ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса.
Различные данные, приводимые в публикациях, указывают, что условно здоровыми в России можно выделить 15-20% населения, а более половины страны находится в состоянии предболезни (И. И. Берхман), которое определяется как неполное здоровье, вызванное различными неблагоприятными факторами. Данное состояние при определенных условиях может переходить как в болезнь, так и в здоровье. Следует отметить, что большинство болезней человека закладывается в дошкольном возрасте, который многое предопределяет в жизни каждого человека (Е. А. Аркин, П. А. Виноградов и др.).
С этой позицией в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находится, во-первых, семья, включая всех её членов; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении организация в трех направлениях: дети-педагоги-родители. Работая в режиме здоровьясбережения, мы провели мониторинг заболеваемости детей за 5 лет и пришли к выводу, что не все резервы детского организма используются в целях повышения сопротивляемости и устойчивости его к респираторным и вирусным инфекциям.
Обратимся к истории. Известно, что полководец Суворов родился слабым ребенком, но в детстве приучал себя к сквознякам и резким переменам температуры, как средство закаливания использовал обливание холодной водой. Он сумел так натренировать свой организм, что выдерживал любые трудности походной жизни. И. П. Павлов до глубокой осени купался в Неве и был работоспособным до последних дней жизни. Вспомним традиционные обтирания снегом и купания в проруби после бани. Недаром же на Руси родилась поговорка: с холодом познатъся – с болезнью расстаться.
Проанализировав заболеваемость детей детского сада, проведя анкетирование родителей и педагогов, возникло противоречие:
1) между необходимостью оздоровления детей и отсутствием необходимых знаний (времени, желания) по данной проблеме;
2) между необходимостью оздоровления детей и отсутствием эффективных методик в нашем детском саду.
Таким образом, обозначилась проблема: нужен новый подход к оздоровительной работе и закаливанию детского организма.
Теоретической базой для решений данной проблемы явились:
1. Методические рекомендации профессора Ю. Ф. Змановского.
2. Исследования эффективности закаливания хождением босиком специалиста по лечебной физкультуре профессора С. М. Иванова.
3. Методика немецкого ученого Севастъяна Кнейппа, включающая  хождение по разным видам почвы и по особой «контрастной» дорожке.
4. Методика и организация физкультурных занятий на воздухе Г. П. Юрко, В. Г. Фролова.
Для осуществления данной идеи мы поставили цель: повышение сопротивляемости детского организма к респираторным и вирусным заболеваниям через босохождение.
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям   температуры и к переохлаждению.
Простуда - это временное, снижение сопротивляемости организма к инфекциям под влиянием переохлаждения. Было подмечено, что при случайном погружении cтoп ног в воду при температуре + 12°С, температура слизистой оболочки носа быстро понижается. Особенно выражена эта реакция при температуре воды + 4°С: появляются насморк, кашель и другие признаки простуды.
Развиваются все те явления, которые отмечаются обычно после охлаждения ног ранней весной или глубокой осенью. После же ежедневного (в течение трёх недель) охлаждения ног водой при температуре + 12°С до + 10°С, температура слизистой оболочки носа не изменяется и признаки простуды не возникают. В чём тут дело? Оказывается, что при многократном повторении действия этих раздражителей на кожу образуются условные рефлексы, которые способствуют появлению благоприятных для организма реакций.
Так, повторное и систематическое применение холода вызывает усиление образования тепла в коже. Кроме того, особенно при босохождении, утолщается роговой слой кожи, и физиологи доказали, что подошвы ног - одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. Поэтому зональный самомассаж подошвы оказывает удивительно мощное тонизирующее, общеукрепляющее действие. Уже сама по себе ходьба босиком, являющаяся своеобразным точечным массажем, тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии.
Итак, с чего начать закаливание?
Теплый период. В летний период  рекомендуется ходить по комнате в носках. В первый день – не более 10-15 минут. Ежедневно время удлиняется на 5 минут и доводится до часа. Через месяц можно начинать ходить босиком по земле, где на стопу действуют разные раздражители: песок, гравийная дорожка, трава. В конце прогулки проводится обливание ног, в жаркие дни – обливание тела. Как и все виды закаливания босохождение должно быть постепенным и систематическим.
Холодный период. Осенью и весной (когда нет снега) закаливающий момент вводится в 1 часть физкультурного занятия. Сначала на резиновых ковриках с шиповым рифлением дети проводят самомассаж стопы. Разогрев стопу на ковриках, дети выходят на ткань, смоченную холодной водой (15-25 секунд с дальнейшим увеличением времени), затем встают на коврик для разогрева стопы. После этого надевают спортивную обувь и выполняют беговую нагрузку.
Зимой вместо мокрой дорожки на ткань выкладывается снег. Принцип закаливания тот же.
ГруппаВиды ходьбы и дозировка
Теплый период
Холодный период
виды ходьбы
дозировка
виды ходьбы
дозировка
Ранний возраст
Ходьба и бег по одеялу и полу веранды
5-30 минут
Ходьба и бег по ковру
5-30 минут
Младшая  группа
Ходьба и бег по песку и траве
5-45 минут
Ходьба босиком по полу
Рельефная дорожка
Мокрая дорожка
Хождение по снегу
5-30 минут
5 минут
15-30 сек.
5-10 сек.
Средняя группа
Ходьба и бег по мокрому и сухому песку, траве, асфальту
5-60 минут
Ходьба босиком по полу, дорожкам
Мокрая дорожка
Хождение по снегу
5-30 минут
 
20-30 сек.
20-30 сек.
Старшая группа
Ходьба и бег по земле, воде, асфальту
5-90 минут
Ходьба и бег босиком по комнатному полу
Мокрая дорожка
Хождение по снегу
5-30 минут
 
25-35 сек.
25-35 сек.
Подготовительная группа
Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли
от 5 минут (неограниченно)
Свободный бег и ходьба
Мокрая дорожка
Хождение оп снегу
5-30 минут
40-50 сек.
30-45 сек.
 
Проведя мониторинг с 2005 года, мы получили следующие результаты. По показателям видно, что количество практически здоровых детей увеличилось (2005 г. – 67%, 2010 г. – 80%); количество детей, имеющих хронические заболевания, держится на одном уровне. Доля детей с 3-ей группой здоровья  (1%) объясняется наличием вновь пришедших детей.

Количество пропущенных дней на 1 ребенка по болезни держится на стабильном уровне, ниже среднего городского показателя (12 дней). Этому способствуют совместно разработанные с поликлиникой №1 лечебно-профилактические мероприятия, иммунопрофилактика, диспансеризация, а также эффективность проведения оздоровительных мероприятий и специальных мер закаливания.
 
Индекс здоровья стабилен.
2005
2006
2007
2008
2009
2010
28,6%
31,3%
29,0%
28,7%
32,3%
33,6%
Случаи детского травматизма, связанные с выполнением требований безопасности детей, отсутствуют.
В настоящий момент в детском саду создана система инновационных закаливающих и оздоровительных мероприятий, родители и сотрудники МКДОУ стали единомышленниками, сопротивляемость детского организма к респираторным и вирусным заболеваниям повысилась и держится на стабильном уровне.
В перспективе планируем внедрение нетрадиционного метода контрастных воздушных ванн для закаливания детей, испытанный в лаборатории в условиях детского сада профессора Ю. Змановского.
Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: хождение по снегу, самомассаж стопы, закаливание, босохождение, переохлаждение организма, простуда
Просмотров: 1419 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz