Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:24

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
[ Скачать с сервера (805.5Kb) ] 26.06.2012, 08:51
Лучникова Елена Васильевна,
старший воспитатель
МКДОУ № 192 г. Киров

Здоровье – это не  отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32) ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В.А. Сухомлинский писал: «…Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
На протяжении многих лет наш детский сад работает над задачей сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а с 2008 года его приоритетным направлением деятельности является физкультурно-оздоровительная работа с детьми. 

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию детей являются:
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • созданий условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Работа по физкультурно-оздоровительному направлению в нашем детском саду проводится по программам: «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»; Н.И. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», также используется методическое пособие М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка».
Творческой группой ДОУ была разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, включающая в себя несколько блоков

1 . Создание условий для двигательной активности.
В ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка. В детском саду функционирует музыкально-спортивный зал, летняя спортивная площадка, бассейн. Для занятий с детьми физической культурой достаточно оснащение зала спортивным оборудованием и инвентарем. Инструктор по физической культуре (плаванию) и воспитатели групп используют в своей работе нестандартное оборудование. В каждой группе детского сада для развития физических качеств и двигательных умений  оборудован физкультурный уголок. В этих зонах имеется спортивный инвентарь, картотеки подвижных игр, дидактические игры  и пособия по физкультуре.

2. Система двигательной активности и психологического комфорта. 
В работе дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительному направлению используем разнообразные виды организации двигательной активности. Разработаны комплексы  утренней гимнастики в игровой форме для младших и средних дошкольников. В теплое время года утренняя гимнастика проводится на улице с использованием оздоровительного бега. В детском саду организована непосредственная образовательная деятельность по физической культуре, музыке. Дети со второй младшей группы посещают бассейн. Ежемесячно специалисты ДОУ проводят физкультурные и музыкальные развлечения и досуги. В детском саду организуются  зимние и летние спортивные праздники, дни здоровья, туристические походы. Дети средней, старшей и подготовительной групп посещают занятия по хореографии. На прогулках организуется двигательная активность детей с помощью игровых упражнений, подвижных и спортивных игр, проводится индивидуальная работа с детьми по физическому развитию. После дневного сна во всех возрастных группах проводится корригирующая гимнастика «Минутки здоровья». В непосредственно образовательной деятельности педагоги используют физкультминутки и паузы, пальчиковую гимнастику.

В нашем детском саду разработана модель двигательного режима, которая способствует достижению высокого уровня двигательной активности у ребенка. Она в режиме дня у младших дошкольников составляет 83%, у старших – 92%.В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психологического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта  и полноценного развития психических процессов у дошкольников.  В детском саду работает педагог – психолог, который проводит работу по социометрии в каждой возрастной группе, занятия по песочной терапии с тревожными и гиперактивными детьми. В своей работе педагог-психолог использует новые технологии, такие как арт-терапия, сказкатерапия, музыкатерапия. Во всех возрастных группах  созданы уголки уединения для психологической разгрузки детей; в старшей и подготовительной группах имеются «Барометры настроения» для оценки эмоционального состояния детей с последующей коррекционной работой. 

3. Система закаливания в ДОУ.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма. К закаливающим мероприятиям ДОУ относится: утренний прием на свежем воздухе в теплое время; ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе и оздоровительный бег летом; облегченная форма одежды; босохождение в спальне до и после сна; сон при температуре 17-190С, контрастные воздушные и солнечные ванны. В детском саду созданы  специально организованным закаливающие мероприятия: полоскание рта после еды (по профилактике кариеса), босохождение, воздушные ванны после сна, ходьба по профилактическим дорожкам, контрастный душ (после бассейна), массаж по методу Уманской. В МКДОУ № 192 для детей всех возрастных групп действует фитобар. Дети ежедневно пьют витаминный чай из трав. Врачом и старшей медсестрой разработана лечебно – профилактическая работа на целый год с учетом индивидуальных  особенностей детей по здоровью. Для профилактики органов дыхания старшей медицинской сестрой в физиокабинете проводятся ингаляции и прогревания носа, ушей.

На протяжении трех лет инструктором по физической культуре организован кружок «Здоровячок» для частоболеющих детей младшего  дошкольного возраста. На занятиях с детьми в кружке педагог использует дыхательные упражнения, игровой массаж, релаксационные упражнения, разные подвижные игры. Результатом работы кружка является снижение заболеваемости у детей младшего дошкольного возраста респираторными заболеваниями. 

4. Организация рационального питания. 
Здоровый образ жизни немыслим без рациона правильного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. 
В ДОУ выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Ежедневно включаем в меню овощи, фрукты, соки, напитки из шиповника, молоко, проводится С-витаминизации третьего блюда. В группах детского сада соблюдается питьевой режим. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зеленый лук, чеснок, лимон, что позволяет добиться определенного снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами  в работе с детьми.

5. Мониторинг.
Инструктором по физической культуре и плаванию два раза в год оценивается уровень физического развития и физических качеств дошкольника. На каждого ребенка заведены индивидуальные карты физического развития с раннего возраста до подготовительной к школе группы. Педагоги ДОУ проводят мониторинг интегративных качеств, умений и навыков детей по всем образовательным областям общеобразовательной программы. В каждой возрастной группе имеется «Экран здоровья», где отслеживается количество дней, пропущенных ребенком по болезни» и антропометрические данные детей.  Два  раза в год учителем – логопедом и педагогом – психологом проводится диагностика детей.

6. Система работы по формированию здорового образа жизни.
В организованной образовательной деятельности педагоги проводят  беседы с детьми на тему: «Неболей-ка», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья» и др. 
Воспитатели в своей работе используют игры-эксперименты, игровые и проблемные ситуации, опыты, викторины, через которые знакомят детей с правилами бережного отношения к своему здоровью, воспитанию культурно-гигиенических навыков. 
Педагогами и специалистами ДОУ организуются тематические  досуги с детьми и родителями «Дорога к доброму здоровью» (подготовительная грппа), «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» (старшая группа),
«В гостях у Витаминки» (младшая группа) и др.
В группах детского сада созданы уголки «Неболей – ка», «Забочусь о своем здоровье», в которых накоплен материал: дидактические игры, пособия, художественная литература. В своей работе педагоги используют такие дидактические игры, как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Посылка от обезьяны», «Чудесный мешочек», «Правила гигиены» и др.
В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх «Больница»,  «Аптека», дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Старшим воспитателем и педагогами разрабатываются конспекты организованной образовательной деятельности с детьми по освоению образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», составлены перспективные планы. В методическом кабинете собран познавательный и дидактический материал для подготовки педагогов к непосредственно образовательной деятельности с детьми.  

7. Проведение просветительской работы с семьями воспитанников.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формирования здорового образа жизни в условиях семьи. 
Работа с семьей в МКДОУ № 192 включает: целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические правила; ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое и социальное развитие ребенка; ознакомление родителей с результатами мониторинга состояния ребенка и его психомоторного развития; ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении.
Формы работы с родителями разнообразны: общие и групповые родительские собрания в нетрадиционной форме (КВН, ток – шоу, собрания с приглашением врачей из поликлиники, специалистов детского сада). 

Ежегодно в детском саду проводится анкетирование родителей. Были предложены такие анкеты, как: «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «О здоровье всерьез», «Условия здорового образа жизни», «Здоровье ребенка». В результате анкетирования выясняются, какие проблемы имеются у родителей по вопросам оздоровления и физического развития детей, какую консультативную помощь они хотели бы получить от воспитателей и специалистов ДОУ, какие открытые мероприятия посетить.

Родители детского сада принимают активное  участие родителей в конкурсах и выставках ДОУ. В детском саду были организованы фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурс рисунков «Мы любим спорт», «Сочини рассказ, стих, сказку про спорт» и др. Родители активно принимают участие в оформлении стенгазет по ЗОЖ. Ежегодно проводим «Неделю открытых дверей», совместные спортивные праздники и развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зов джунглей», «Праздник воинов отважных», туристические походы. Педагогами и специалистами ДОУ оформляются родительские уголки, в которых представлена информация по вопросам физического воспитания, оздоровления детей.  Работают в детском саду консультативные пункты, где родители имеют возможность получить квалифицированную помощь  в вопросах оздоровления и развития детей.

Таким образом, созданная нами система физкультурно-оздоровительной работы позволила достичь положительных результатов:

Результаты можно посмотреть в прикрепленном к статье файле. Ссылка «Скачать с сервера»

Систематическая и целенаправленная работа всего коллектива, использование различных средств и методов позволили укрепить здоровье детей, коллектив стал более творчески подходить к проблеме физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Практика убедила нас в том, что достигнуть максимального оздоровительного эффекта можно лишь при условии системного решения всех задач.
Девиз работы нашего ДОУ: «Здоровый ребенок – счастливый ребенок». И это действительно так. Ведь здоровый ребенок – жизнерадостный, активный, подвижный – намного быстрее и лучше усваивает всю предложенную ему информацию, растет и развивается.

Литература:
  1. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. «Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / автор – составитель М.С. Горбатова – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» - М: 2004.

Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: здоровьесберегающие технологии, закаливание, здоровый образ жизни, мониторинг, рациональное питание, здоровье
Просмотров: 27094 | Загрузок: 560 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz