Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в Доме детского творчества «Вдохновение» города Кирова
[ ] 20.06.2012, 10:51
Плюснина Елена Сергеевна
методист 
МОАУ ДОД «Дом детского творчества 
«Вдохновение» г.Кирова
 
В 2010 году, в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в муниципальном образовательном автономном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Вдохновение» г.Кирова, был разработан проект «ДДТ — безопасная среда», целью которого является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. Все педагоги ДДТ, по результатам диагностики, мотивированы на реализацию проекта, считают данную деятельность актуальной и необходимой. Профессор, кандидат медицинских наук Смирнов Никита Константинович, более 20 лет занимающийся вопросами профилактической медицины, психологии и педагогики, утверждает, что педагогу необходимо учитывать то, что присутствующий на занятии ребенок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт — неправильная и непрофессиональная позиция.

Педагогическим коллективом определены методологические основы и понятийный аппарат по теме. Здоровье, в соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения, понимается нами как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Одними из признаков хорошего здоровья являются уровни морально-волевых и ценностно-мотивационных установок на какую-либо деятельность, то есть то, как человек может организовать себя на труд или учебу. Здоровье во многом зависит от того, как человек относится к себе и к миру, есть ли в нем потребность в духовном и физическом самосовершенствовании. Здорового ребенка отличает то, что он с удовольствием включается в любую деятельность, жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами, учится продуктивно и с удовольствием.

Включаясь в реализацию проекта, необходимо было разработать нормативно-правовую базу и научно-методическое сопровождение. В начале 2011-2012 учебного года прошел стартовый педагогический совет «В ногу со временем», где педагоги познакомились с нормативно-правовой базой проекта «ДДТ - безопасная среда» и утвердили план деятельности по проекту. Тематический педсовет был посвящен здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе ДДТ «Вдохновение». Педагоги получили классификацию здоровьесберегающих технологий и сами поделились опытом их внедрения. Итоговый педсовет прошел в форме спортивных игр и эстафет, где педагоги сами включились в оздоровительную деятельность, а также научились эффективным формах организации здоровьесберегающей деятельности воспитанников. Во всех структурных подразделениях ДДТ прошли методические объединения по темам «Понятия здоровья и здорового образа жизни. Слагаемые здорового образа жизни», «Необходимые факторы организации здоровьесберегающей среды на занятии», «Условия создания благоприятного психологического климата коллектива». Для определения результатов здоровьесберегающей деятельности был разработан мониторинг педагогов по темам: «Система работы структурного подразделения по вопросам здоровьесбережения», «Карта самооценки представлений педагога о здоровье и здоровом образе жизни», «Обновление образовательного процесса». Мониторинг показал, что здоровьесберегающая деятельность в ДДТ находит поддержку у всех субъектов образовательного процесса, оценивается как значимая и высокоэффективная.

Рациональная организация учебного занятия и воспитательного дела - важнейшая составная часть здоровьесберегающей деятельности учреждения дополнительного образования. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия в основном зависит функциональное состояние детей в процессе учебной деятельности, тем более, что они в основном приходят в УДО после уроков в школе. Основой для организации и анализа здоровьесберегающего аспекта занятия в УДО послужили разработки Н.К. Смирнова, автора книги «Здоровьесберегающие  образовательные технологии в работе учителя и школы». В своем пособии он предлагает гигиенические критерии рациональной организации урока, которые  мы адаптировали для организации занятия в УДО.

 Анализ эффективности занятия в УДО с позиций здоровьесбережения  

           
Параметры   занятия
           
 
           
           
Уровень   гигиенической рациональности занятия
           
           
Рациональный
           
(3   балла)
           
           
Недостаточно   рациональный
           
(2   балла)
           
           
Нерациональный
           
(1   балл)
           
           
Гигиенические   условия в кабинете
           
(температура и свежесть воздуха,   освещенность...)
           
           
В   основном соблюдаются
           
           
Частично
           
соблюдаются
           
           
Не   соблюдаются
           
           
Эстетические   условия
           
           
В   основном соблюдаются
           
           
Частично
           
соблюдаются
           
           
Не   соблюдаются
           
           
Наличие у детей   мотивации к учебной деятельности
           
           
Интерес   к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности
           
Педагог   использует  приемы повышения мотивации
           
           
Недостаточность   интереса у детей
           
 
           
Недостаточность   использования приемов повышения учебной мотивации
           
           
Отсутствие   интереса у детей
           
Педагог   не использует приемы учебной мотивации
           
           
Плотность занятия
           
(количество времени, затрачен- ного на основной этап занятия)
           
           
Не   менее 60 % и не более 75-80 %
           
           
85-90   %
           
           
Более   90%
           
           
Смена видов   учебной деятельности (опрос, слушание, самостоятельная работа, игра...)
           
           
4-7
           
           
2-3
           
           
1-2
           
           
Средняя   продолжительность различных видов учебной деятельности
           
           
Не   более 10 мин.
           
           
11-15   мин.
           
           
Более   15 мин.
           
           
Методы обучения
           
(словесный, наглядный,   практический...)
           
           
Не   менее 3
           
           
2
           
           
1
           
           
Чередование   методов обучения
           
           
Через   10-15 мин.
           
           
Через   15-20 мин.
           
           
Не   чередуются
           
           
Наличие   эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, юмористических картинок, поговорок,   афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток
           
           
2 -   3
           
           
1
           
           
нет
           
           
Место и   длительность применения ТСО
           
           
В   соответствии с гигиеническими нормами
           
1кл.   - 10 мин.
           
2 -   5кл. -15мин.
           
6 -   7 кл. - 20 мин.
           
8 -   9 кл. - 25 мин.
           
10 -   11 кл. - 30 мин.
           
           
С   частичным соблюдением гигиенических норм
           
           
В   произвольной форме
           
           
Чередование позы
           
           
Поза   чередуется в соответствии с видом работы. Педагог  наблюдает за посадкой учащихся
           
           
Имеются   случаи несоответствия позы виду работы.
           
Педагог  иногда корректирует посадку учащихся
           
           
Частые   несоответствия позы виду работы.
           
Поза   не контролируется педагогом
           
           
Физкультминутки
           
           
Две   за занятие, состоящие из 3 легких упражнений по 3-5 повторений каждого
           
           
1   физкультминутка за занятие, с недостаточной продолжительностью
           
           
Отсутствуют
           
           
Наличие в   содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ,
           
           
Формирование   потребности в ЗОЖ, выработка индивидуального способа безопасного поведения,   сообщение знаний о возможных последствиях    отсутствия ЗОЖ
           
           
Недостаточное   внимание формированию ЗОЖ
           
           
Вопросы   ЗОЖ отсутствуют
           
           
Психологический   климат
           
           
Преобладают   положительные эмоции, комфортная обстановка, этически благородное   поведение  участников ОП
           
           
Имеются   случаи отрицательных эмоций,
           
нарушение   этики взаимодействия между участниками ОП
           
           
Преобладают   отрицательные эмоции
           
           
Момент   наступления утомления детей (по снижению учебной активности)
           
           
Не   ранее, чем через 40 мин.
           
           
Не   ранее, чем через 35 мин
           
           
Менее,   чем через 30 мин.
           
 
К эффективности = К фактический: К максимальный; К макс = количество критериев умноженное на 3 
 К эф. оптимальный>  0,85 б.,  К эф. допустимый 0,85 – 0,65 б.,  К критический < 0, 45 б.   
 Таким образом, научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДДТ «Вдохновение» служит основой для сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников, мотивации педагогов на здоровый образ жизни.
Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: анализ эффективности, научно-методическое сопровождение з, здоровый образ жизни, здоровье
Просмотров: 1677 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz