Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Использование элементов психогимнастики на занятиях физкультуры с детьми дошкольного возраста
[ ] 14.06.2012, 08:43
Бармина Екатерина Николаевна,
инструктор по физическому воспитанию,
педагог-психолог
МКДОУ №85 г. Киров

Одной из ведущих задач по физическому воспитанию является укрепление физического и психического здоровья детей. Изучив современные программы по психическому и физическому развитию, я пришла к выводу, что решение данной задачи возможно при использовании тематических физкультурных занятий с элементами психогимнастики и тесном сотрудничестве инструктора по физическому воспитанию с педагогом-психологом.

Психогимнастика (автор - М.И. Чистякова) - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей и сохранения психического здоровья детей.  

Психогимнастика состоит из следующих блоков: вводная медитация, тренинг на успех и уверенное поведение, релаксация, психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании, подвижные игры на внимание, память, произвольное поведение и другие психические процессы.

В ходе овладения физическими упражнениями на тематических занятиях и зарядках дошкольники постепенно приобретают способность управлять работой своих мышц: 
  • выполнять движения в заданной амплитуде, в нужном направлении, с необходимыми усилиями, в определенной последовательности;
  • учатся напрягать одни группы мышц и расслаблять другие;
  • действовать в указанном темпе, используя определенное пространство.
Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих "психических заноз”. При произвольном воспроизведении эмоций могут возникать яркие воспоминания о не отреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей.

Включение в физкультурные занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей развиваются более быстро навыки концентрации, пластики, координации движений.

Упражнения сопровождаются опорными сигналами (зрительными ориентирами), показом упражнений и имитацией. Путем имитаций дети самостоятельно воспроизводят виденное в окружающей обстановке, при этом ребенок приобретает известное умение распоряжаться своими силами. Показ и имитация оказывают различное воздействие на приобретение навыка. Подражая явлениям и объектам окружающей действительности, ребенок способен определить какая часть тела может наиболее точно передать наблюдаемое движение, в каком направлении должно быть произведено действие, с какой амплитудой следует его выполнять.

В виде самостоятельных упражнений мной используется спонтанный танец, который развивает координацию, пластику, тренирует вестибулярный аппарат. В таком танце ребенок легко отождествляет себя с предложенным образом и передает в движении переживаемые эмоции.

Психогимнастика имеет немаловажное значение и для создания облика человека, то есть его осанки и позы. Все отрицательные эмоции сгибают фигуру человека, а положительные чувства ее развертывают. Положительные чувства ребенок получает, прежде всего, в игре, поэтому я использую разнообразные игры для профилактики и исправления отклонений в формировании осанки: "Встань прямо”, "Держи голову прямо”, "Хорошая и плохая осанка” и другие.

Прежде чем вводить в занятия медитацию, релаксацию необходимо научить ребенка чувствовать свое тело, свои эмоции, давать элементарный самоанализ выполненного движения, передавать простой образ в пластике. Этому помогает использование музыки во всех частях занятия.

Музыкальный фон в начале занятия служит для настройки детей на занятие. Во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движения, во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.

Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения (улыбнитесь как солнышко, Буратино, лиса Алиса; рассердитесь как тучка, Карабас). 

Музыка занимает центральное место, в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Специально подобранная она позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению заболеваемости. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма - такие, как дыхательная, двигательная и  сердечно-сосудистая.

Важный компонент данной технологии - упражнения на дыхание или дыхательная гимнастика. Она повышает у ребенка общий жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы, развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Дыхание тесно связано с эмоциональным состоянием. Например, радость сопровождается увеличением числа вдохов в минуту, что улучшает кровообращение в легких. На занятиях и гимнастике я использую дыхательные упражнения: "Задувание свечи”, "Шипящее дыхание”, очищающее "Ха-дыхание».

Специальная медитативная музыка приводит ребенка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание, происходит максимальный отдых детей в минимально короткий промежуток времени. На занятиях используются игры-медитации, сопровождаемые музыкой, на расслабление: "Цветы”, "Птички”, "Шум моря”, "Солнышко”, на развитие мышления, внимания, памяти: "Художники”, "Зеркало” и др. Дети наслаждаются приятными эмоциями и ощущениями, представляя себя в том или ином образе. 

Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное). Как показала практика, целесообразно использовать следующие упражнения на расслабление: потряхивание расслабленными кистями рук и ног, "Стряхни водичку с рук, ног”, "Стряхнули снег с ботинок” - эти упражнения направлены на то, чтобы вызвать мышечное ощущение расслабления конечностей.

Все занятия физкультуры с элементами психогимнастики проводятся по определенной тематике, что обеспечивает тесную связь физкультуры с любой двигательной деятельностью и со всеми другими направлениями воспитательно-образовательной работы. Данная особенность занятий соответствует новым ФГТ по тематическому планированию образовательной деятельности. Например: прежде чем на тематическом занятии по физкультуре дети будут изображать морских животных, на познавательных занятиях дети должны познакомиться с их средой обитания, характерными особенностями поведения и жизни. На занятиях по развитию речи дети знакомятся со звукоподражанием этих животных. На занятиях изобразительной деятельности ребенок рисует будущий образ, а в театрализованной деятельности пытается его создать. Только после этой предварительной работы он приходит на занятие физкультуры по теме "На морском дне”.

Как показывает практика, после использования элементов психогимнастики на физкультурных занятиях, у детей старшего дошкольного возраста, наблюдается: 
  • устойчивая и положительная мотивация и интерес к физической и познавательной деятельности;
  • снижение общей заболеваемости детей ОРВИ; 
  • успешное формирование навыков основных движений, их согласованность, качественность;
  • овладение выразительными движениями, пластикой, координацией;
  • дисциплинированность, устойчивость внимания, умение действовать сообща;
  • овладение навыками саморегуляции поведением;
  • формирование адекватной самооценки.
Литература:
  1. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под. Ред. М.И. Буянова. -2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: Физкультура, музыка, спонтанный танец, психогимнастика
Просмотров: 2208 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz