Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:51

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Гармонизация детско-родительских отношений через проведение интегрированных занятий по арт-терапии
[ ] 14.06.2012, 09:44
Клюкина Светлана Борисовна, 
музыкальный руководитель, 
Свиридюк Лариса Валентиновна, 
педагог-психолог 
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 28» города Кирова.

Современный этап жизни российского общества обострил проблемы отношений родителей и детей, что создало необходимость обеспечения оптимальных условий для нормального психического развития детей дошкольного возраста.

Гармоничное развитие ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, т.е. физического, психического и социального благополучия.
В «Кратком словаре по социологии» дается подробное толкование термина «здоровье населения». Одно из толкований включает в себя следующее: «Здоровье - состояние полного физического, духовного и  социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» [1].

Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения. Основным условием нормального психосоциального  развития (помимо здоровой нервной системы) специалистами ВОЗ признаётся спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка.

В последнее время всё чаще отмечаются нарушения эмоциональных  контактов между родителями и детьми [2]. На детско-родительские взаимоотношения влияет ряд неблагоприятных факторов:
- социально-культурные (ускорение темпа современной жизни, дефицит времени у взрослых, чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем, которые оказывают негативное влияние на психику ребенка);
- социально-экономические (неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу);
- социально-психологические (дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений) [3; 6]. 

Сегодня родители стали мало общаться со своим ребёнком, поскольку слишком заняты работой и домашними делами. Лучшим другом для современного малыша является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерная игра. Сейчас дети  меньше общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Это привело к тому, что дошкольники стали неотзывчивыми к чувствам других, не способными осознавать и контролировать свои эмоции, что сказывается на импульсивности их поведения, а в результате и на отношениях с родителями. 

Анализируя основы психокоррекционной работы по детско-родительским отношениям, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее подходящих методов является арт-терапия. Это  понятие включает в себя синтез различных видов искусства: музыку, художественное творчество, театр, литературу, танец [5;171-174].  Комплексное, взаимодополняющее воздействие искусств позволяет в коррекционно-развивающем процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства, что дает бо́льший эффект в формировании духовного начала ребенка, в развитии и решении его личностных проблем [6].

Взаимодействие с родителями - важное направление в профессиональной деятельности дошкольного учреждения.
В программе «Радуга», по которой работает наш детский сад, общение ребенка со взрослыми (родителями, воспитателями) считается необходимым условием физического и психического здоровья дошкольника, формирования творческой, активной, самостоятельной личности [4;7].

В настоящее время  над процессом гармонизации детско-родительских отношений в МКДОУ работают все педагоги. Однако практика показала, что использование метода арт-терапии одним специалистом дошкольного учреждения не всегда оправдано и может вызвать затруднения в его применении. Поэтому у нас возникла потребность в объединении профессиональных умений разных специалистов. Так образовался творческий союз педагога-психолога и музыкального руководителя, который позволил полноценно реализовать метод арт-терапии в коррекции детско-родительских отношений.

Наиболее сензитивным периодом для использования метода арт-терапии с воспитанниками считается старший дошкольный возраст. Это определяется тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью.

Нами были разработаны интегрированные занятия, предназначенные  для родителей и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), так как, на наш взгляд, такие занятия являются наиболее эффективной формой работы по  гармонизации  детско-родительских отношений. Они проводятся в зале в сюжетно-игровой форме 1 раз в неделю в течение 1,5 месяцев  музыкальным руководителем и педагогом-психологом вместе. Продолжительность каждого занятия составляет 45-60 минут, в зависимости от сложности упражнений. На занятиях  используются разные организационные формы работы: индивидуальная, парная и групповая.

Формирование группы осуществляется на добровольной основе и обычно составляет 12-14 детско-родительских пар. Информацию  о занятии родители получают в ходе психологической консультации, разъяснительной работы воспитателей и объявлений в группах. Занятие могут посещать  один  или  оба родителя, а также другие члены семьи, занимающиеся воспитанием ребёнка.

Каждая встреча имеет своё название: «Здравствуйте, родные!», «Цветик - семицветик», «Сказка в музыке», «Волшебство леса», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» и другие.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей и родителей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. С каждой встречей задания усложняются.

Для проведения занятий необходимо подготовить аудиозаписи музыки, музыкальные и шумовые инструменты, предметы для танцев – этюдов (ленточки, верёвочки, палочки и т.д.), художественные средства, бумагу для творческих работ.
Все занятия имеют коммуникативную направленность и имеют определенную структуру. 

В начале занятия проводятся коммуникативные музыкально-речевые игры-приветствия («Здравствуйте!»), разминки («Танец отдельных частей тела») под весёлые жизнеутверждающие песни [7;83-84].  В результате  снимается психо-эмоциональное напряжение, активизируется творческое воображение и мышление. Далее участники вводятся в сюжет занятия, например, попадают в волшебный лес, где и осуществляется основной этап работы. Здесь используется прослушивание звуков природы, народной и классической музыки (музыка И. Гайдна, Э. Грига, А. Вивальди, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др.), «изображение» музыки в рисунке, импровизации на музыкальных и шумовых инструментах (например, изображение звуков леса), музыкально-двигательные этюды («Бал насекомых»), логоритмические задания, дыхательные упражнения («Нюхаем цветы»), а также работа со сказками.

Занятия завершаются выполнением совместной творческой работы (рисунок «Радость», коллаж на тему «Наш мир в лучах солнца», аппликация «Символ нашей любви»), исполнением песен жизнеутверждающего характера («Что такое семья» Е. Гомоновой) или вокальных формул самовнушения («Мы дружная, весёлая семья», «Мы любим друг друга»).
На итоговом занятии проведено анкетирование, которое позволило выявить, как изменились детско-родительские отношения. 

Анализ результатов анкетирования семей, посетивших цикл занятий, показал, что мамы и папы высоко оценили работу специалистов МКДОУ по проведению интегрированных занятий методом арт-терапии. 
Было выявлено, что:
- 96% родителей лучше узнали своих детей, их способности, возможности; 
- 23% родителей  впервые обратили внимание на возможность развития и воспитания ребёнка с помощью разных видов искусства;
- 17% опрошенных отметили у своих детей положительные качества при общении  в коллективе сверстников;
- 25-ти % родителей проведение данных занятий помогло определить  у детей личностные проблемы, выявить трудности в общении со сверстниками и взрослыми;
- у 58% родителей повысился уровень знаний по вопросам психологических особенностей развития  ребёнка в семье. 
Эти результаты дают нам право говорить о проведении интегрированных занятий с родителями и детьми с использованием методов арт-терапии как о наиболее оптимальной форме работы  для  гармонизации детско-родительских  отношений.

Литература:
  1. Руководство практического психолога. Психологическое  здоровье детей и подростков в контексте  психологической службы. Под  ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.
  2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса как  критерий оценки  качества образования: Психологическое  сопровождение управления качеством образования: Опыт  решения  проблемы. -  Киров: Изд-во ИИУ,2003.
  3. Программы сохранения психологического  здоровья участников образовательного процесса. - Киров: Изд-во Кировского ИПК и ПРО, 2005.
  4. Радуга: Программа воспитания  образования и развития детей дошкольного  возраста в условиях  детского сада. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва. Т.И. Гризик, В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших  учебных заведений. Е.А.Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия»,  2001.
  6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии  и коррекционная ритмика. Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 
  7. Т.А. Шкурко. Танцевально – экспрессивный тренинг. – СПб.:  Издательство  «Речь»,2005.
  8. Н.Л. Кряжева. Мир детских эмоций. Дети  5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2001.
  9. Е.В.Мурашова. Понять ребёнка: Психологические проблемы ваших детей.- Екатеринбург: У - Фактория,2006.
  10. Г.А.Широкова. Справочник дошкольного психолога.- Ростов - на - Дону.: Феникс,2003. С.384.
  11. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная  программа. СПб.: Речь,2001.


Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: жизнеутверждающая музыка, интегрированные занятия, психокоррекция, коммуникация, психологическое здоровье, гармонизация, рт-терапия
Просмотров: 3457 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz