Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [33]
Деятельность руководителя ОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [1]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков » Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников
[ ] 12.05.2012, 08:52
Слаутина Светлана Николаевна, педагог-психолог
Локтина Светлана Владимировна, воспитатель
Пономарева Лариса Анатольевна, воспитатель
МКДОУ № 222 города Кирова,
e-mail: svetlanadk222@mail.ru


Важнейшая потребность человека, которая обеспечивает его развитие и благополучие всех сторон жизни – это здоровье. Когда человек здоров, и в физическом, и в психическом плане, перед ним открываются большие возможности, перспективы, он строит жизненные планы и реализует их. Вот поэтому в ДОУ большое внимание уделяется здоровьесбережению – сохранению и укреплению детского здоровья.

Забота о здоровье детей – приоритетное направление деятельности многих дошкольных учреждений, в том числе и нашего детского сада. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. в п. 3.3.1. указана одна из задач образовательной области «Физическая культура»: «формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».

«Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников» [1, с. 35]. Она играет большую роль в укреплении здоровья детей, способствует развитию физических и умственных качеств воспитанников. Дефицит двигательной активности отмечается, как одна из множества причин резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста [3, с. 5]. Необходимо помнить, что в состоянии пониженной двигательной активности снижаются обменные процессы в тканях мозга, а также ухудшается работа внутренних органов (в первую очередь, сердца).

Л.Ф. Тихомирова отмечает: «… важно не только формировать здоровье, но прежде всего создать такие условия, при которых дети сохранили бы свое здоровье, и по возможности укрепили его» [4, с. 39]. В оздоровительной работе ДОУ существует обязательное условие: полноценное развитие организма ребенка возможно только при удовлетворении его потребности в движении. Большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин: отношение родителей к двигательной активности своего ребенка; просмотр телевизора; игры на компьютере. Таким образом, объем двигательной активности детей значительно снижен. 

Поэтому мы пришли к идее – оптимизации двигательного режима. Работа строилась в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом и медицинскими работниками ДОУ. Вначале было проведено исследование заболеваемости детей группы и анкетирование родителей, которое выявило проблему: большинство детей мало двигаются. 

«Экран здоровья» группы за I полугодие 2010 года (когда группа была адаптационной) выглядел следующим образом: всего число случаев болезни – 47; количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни – 9.
Была определена цель работы – создание благоприятных условий для обеспечения двигательной активности детей в детском саду.

Достижение данной цели осуществлялось решением задач:
  1. Создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности: предметно-развивающая среда, разработка системы работы с детьми по оптимизации двигательного режима.
  2. Активизировать родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
  3. Осуществлять взаимодействие в работе с педагогом-психологом и медицинскими работниками.
Двигательная активность детей в группе осуществлялась в разных видах совместной деятельности детей и взрослых (НОД, режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Для ее обеспечения необходимо было иметь достаточно свободного места, наличие оборудования и атрибутов. Мы использовали физкультурный зал, групповую комнату, участок детского сада и спортивную площадку. Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в группе были созданы условия:
  • оборудован уголок физической культуры с достаточными пособиями и атрибутами (скамейка, мячи, мешочки с песком, обручи, скакалки, кегли (боулинг), цветы, веревочки, мишени для метания в цель);
  • дорожки для ходьбы босиком из разных материалов (пуговицы, деревянные палочки, веревки);
  • атрибуты и маски для импровизации и игр-имитаций.
На участке детского сада при помощи родителей были сделаны деревянные постройки: машина, поезд; вкопаны резиновые колеса для залезания и ходьбы по ним; деревянные пенечки разной высоты, металлическая лесенка в виде кораблика. В зимнее время родители помогали делать горку, валы для подлезания и залезания; расчищали дорожки для катания на лыжах.

Система оздоровительной работы с детьми включала с себя 3 направления.

1. В процессе непосредственной образовательной деятельности использовались следующие формы работы:
  • Цикл валеологических бесед на тему «Неболей-ка», включающий игровые ситуации на знакомство с правилами бережного отношения к своему здоровью.
  • Двигательные физкультминутки, динамические паузы.
  • Профилактическая гимнастика для глаз.
2. Во время режимных моментов:
Дыхательная гимнастика с использованием звукопроизношения, проводимая после утренней гимнастики, оздоровительного бега, во время восстановительной гимнастики после сна, после активной деятельности и физической нагрузки. 
Мы применяли элементы оздоровительной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой, как то: шумный и резкий вдох через нос и пассивный, беззвучный выдох через рот; сопровождение вдоха движениями (упражнения «Ладошки», «Кошка», «Ушки» и др.) [2, с. 45-54].
Также использовали приемы носовой дыхательной гимнастики: равномерное, спокойное дыхание обеими ноздрями; равномерное, спокойное дыхание поочередно левой и правой половиной носа [2, с. 57]; вдох одной ноздрей, выдох – другой; глубокий вдох – 3 коротких выдоха через нос; вдох через нос – длинный выдох через рот; дыхательные упражнения со звукопроизношением (например: «Ветерок» - фу-у-у-у – на выдохе сильно или тихо; «Петушок» - «Ку-ка-ре-ку» - на длинном выдохе и др.); прием задержки дыхания.
  • Точечный самомассаж с воздействием на биологически активные точки по системе А.А. Уманской. Он включал упражнения на поглаживание и растирание отдельных частей тела (лоб, нос, уши, грудь, ладони) и проводился в игровой форме подражательно, то есть, взрослый показывал и рассказывал: «Быть здоровым, не болеть – захотел даже медведь. Про здоровье много знает, свои ушки растирает».
  • Физические упражнения и подвижные игры. Для повышения интереса детей к различным двигательным упражнениям нами применялись сюрпризные моменты (внесение нового оборудования, появление какого-либо персонажа, превращение).
Для совершенствования двигательных навыков были эффективны игры и игровые задания с физкультурным оборудованием: «Попади в обруч», «Прокати мяч в домик Хрюши и Степашки», «Подбрось, поймай», «Сбей кеглю», «Птички в гнездышках», «Футбол». Также нами использовались следующие виды упражнений: на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание и др.); на развитие мелких мышц рук; подвижные и хороводные игры; игры-имитации, перевоплощения.
  • Мышечная релаксация по Э. Джекобсону применялась после активной деятельности для снятия напряжения и профилактики мышечных зажимов в области шеи, груди, плеч, лопаток, рук. Она использовалась в группе в любое время, ориентируясь на психоэмоциональное и физическое состояние детей (как физкультминутки, в игровые моменты, в свободное время): упражнения «Сосулька», «Бабочка», «Черепаха» и др.
  • Оздоровительный бег на прогулке. Вначале бега проводили небольшую разминку для разогревания мышц и подвижности суставов с психологической настройкой; это могли быть и отдельные общеразвивающие упражнения с приседаниями, и танцевальные движения. Взрослый всегда бегал вместе с детьми. Заканчивался бег замедлением темпа, переходом на ходьбу и выполнением упражнений на восстановление дыхания.
  • Восстановительная гимнастика после сна. В ее проведении мы использовали игровые приемы и приемы имитации: «Выше ножки поднимаем, наши мышцы укрепляем» (упражнение для ног); «Вот лебедушка плывет, гордо голову несет» (упражнение для шеи).
  • Упражнения для профилактики плоскостопия, проводимые после восстановительной гимнастики.
  • Танцевальные импровизации под музыку разного характера («Танец бабочек», «Зеркальный танец», «Сочини свой танец» и др.) применялись нами не только для активизации движений, но и для стимулирования воображения и побуждения малоактивных детей, которые чувствовали себя более уверенно в общегрупповой импровизации.
  • Телесно-ориентированные упражнения с привлечением воображения: «Волны на море», «Поза сердитой и ласковой кошки», «Марионетка» и др. и игровая гимнастика. Например: «Покажите, как ходят косолапые мишки» или «Лисички по лесу гуляют, хвостиком виляют». Использование художественного слова, загадок, потешек, музыкальное оформление способствовали созданию интереса детей и влияли на качество выполнения ими двигательных упражнений.
  • Ритмические упражнения с использованием детских стихов («Воробей» А.Барто, «Паровоз» Т.Волгина, «Как живешь?», «Жили-были зайчики», «Кот Васька» и др.).
3. Для самостоятельной деятельности детей были созданы условия для танцевальной и двигательной импровизации, игровой гимнастики, подвижных игр и физических упражнений.
Любую детскую двигательную активность должны сопровождать положительные эмоции, поэтому мы пытались создавать у детей эмоциональный настрой во время осуществления двигательной деятельности.

Наша связь с педагогом-психологом заключалась в совместном планировании оздоровительных мероприятий в группе, обучении технике проведения мышечной релаксации и телесно-ориентированных упражнений, разработке физкультурных досугов, оформлении фотогазеты. Педагогом-психологом был проведен цикл коррекционно-развивающих занятий с подгруппой детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Физическое воспитание детей в рамках только ДОУ – недостаточная эффективная мера их оздоровления. В первую очередь, родители несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Если родители и педагоги станут союзниками в укреплении детского здоровья, то эта совместная деятельность будет более успешной.
Наше взаимодействие с семьями осуществлялось посредством разных форм работы, среди которых: родительские собрания с приглашением специалистов (врач-педиатр, педагог-психолог), наглядная информация в родительском уголке, развлечения и спортивные праздники с детьми и родителями, семейные эстафеты, создание музея спорта, участие в педсовете, оформление фотогазет, индивидуальные беседы и консультации по вопросам соблюдения режима дня, питания детей и др.

В младшей группе был разработан комплекс гимнастики для занятий с родителями дома, включающий игровые упражнения на развитие основных движений и мелких мышц рук «Поиграй-ка».
Особенно привлекательной формой включения родителей в оздоровительную работу стало проведение совместных физкультурных досугов с детьми («Праздник игры», «Чистота и здоровье» и др.), которые стали традиционными в нашей группе. Посредством фотогазеты «Наша семья на отдыхе» родители обменялись опытом использования разных форм активного отдыха на природе. 
При помощи родителей в группе была оформлена выставка-музей спортивных атрибутов «Олимпийские резервы», благодаря которой дети, родители и  воспитатели познакомились со спортивными достижениями мам, пап, братьев и сестер, а наши дети еще и закрепили знания о разных видах спорта.

Родительское собрание «Острое респираторное заболевание у детей младшего дошкольного возраста» проходило с приглашением врача-педиатра. С участием педагога-психолога было проведено родительское собрание совместно с детьми с использованием тренинговых упражнений по теме «Давайте жить дружно!».
Взаимодействие с семьями позволило выявить положительный опыт семейного воспитания по вопросу приобщения детей к спорту и познакомить с ним педагогов ДОУ на педсовете по теме «Приобщаем детей к физкультуре и спорту в детском саду и дома» с участием родителя нашей группы.

В родительском уголке постоянно обновлялась информация, охватывающая широкий спектр разных проблем и вопросов, связанных со здоровьем детей, среди которых: «Секреты хорошего аппетита», «Если заболело ухо», «Уход за зубами», «Профилактика гриппа», «Медицина малышам», «Точечный массаж» и многие другие. С родителями были проведены беседы и консультации: «Профилактика ОРЗ в домашних условиях», «Режим дня в жизни ребенка», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у малышей», «Закаливание дома и в детском саду», «Растим детей здоровыми» (об использовании дыхательных упражнений).

Анализируя проведенную оздоровительную работу в группе, мы увидели положительные результаты:
  • Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, и общее число случаев болезни постепенно снизилось.
Период времениКоличество дней, пропущенных одним ребенком по болезниВсего число случаев болезни
II полугодие 2010 г.1131
I полугодие 2011 г.1034 (из них – 13 случаев по причине ветряной оспы)
II полугодие 2011 г.523

  • К среднему возрасту 5 детей из нашей группы посещают спортивные кружки и секции (гимнастика, акробатика, карате, а также – танцевальный).
  • Взаимодействие детского сада и семьи стало более тесным; родители являются активными участниками не только различных мероприятий, но и нашими союзниками в организации оздоровительной работы;
  • Опрос детей, проведенный в январе 2012 г., выявил положительное отношение детей к занятиям физкультурой и спортом. 
На вопрос «Зачем нужно заниматься спортом?» наши дети ответили: «Чтобы быть большим, сильным, мышцы качать», «Чтобы участвовать в соревнованиях», «Чтобы силы было больше, расти», «Чтобы тренироваться и играть друг с другом», «Чтобы не болеть, быть здоровым» и т.п.
Таким образом, проводимые нами оздоровительные мероприятия и применяемые способы организации двигательной активности детей способствовали укреплению их физического и психического здоровья, повысили устойчивость детского организма к ОРЗ, сформировали положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Литература:
  1. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 334 с.
  2. Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Авт.-сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2001. –64 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Тихомирова, Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: Монография / Под ред. М.И.Рожкова. Ярославль, 2004. 240 с.
  5. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей / М.Н.Щетинин. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).


Категория: Деятельность педагогов (родителей, учащихся) по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков | Добавил: Администрация | Теги: двигательная активность, условия, гимнастика, оздоровление, оздоровительные мероприятия, потребность, упражнения, здоровье
Просмотров: 7231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz