Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Взаимодействие участников образовательного процесса по подготовке старших дошкольников к обучению в школе
[ ] 31.05.2010, 13:10
Ольга Вячеславовна Власова,
Инга Владимировна Штина,
воспитатели МДОУ №83 г Киров

Воспитание – не сумма мероприятий
и приемов, а мудрое общение
взрослого с живой душой ребенка.
В.А. Сухомлинский

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребенка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они вкладывают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно выделить следующие показатели:
1) физическое развитие и координация движений в соответствии с возрастом
2) желание учиться;
3) произвольность поведения;
4) владение операциями мыслительной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) формирование положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности, умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки.
7) положительное отношение к труду (ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его; чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда).
8) умение ориентироваться в пространстве.

Все эти показатели одинаково важны, и ни один из них нельзя упускать из виду. Для этого нами был составлен перспективный план работы всех специалистов с детьми и родителями по всем направлениям развития: физическое, интеллектуальное, личностное. А так же продумана организация предметно-развивающей среды в группе. Особое внимание обратили на выделение рабочей части в группе для занятий и пространства для свободной самостоятельной деятельности по интересам, а особенно: на  наличие пособий и материалов по подготовке детей к обучению грамоте; на условия для наблюдения, обследования для проведения опытов и экспериментов; на дидактические игры, развивающие психические процессы, речь и подготовку руки к письму.

Что понимается под физической готовностью? Общее физическое развитие. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. Для этого в сотрудничестве с медицинским работником, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем проводились: занятия по ЗОЖ, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж, ритмопластика, аромо- и музыкотерапия. физкультурные занятия и развлечения, утренняя гимнастика, дни здоровья, спортивные игры с мячом для мальчиков, а так же оздоровительные и профилактические мероприятия, использовались «дорожки здоровья».

В содержание интеллектуальной готовности включают не только специальные общеучебные умения, развитие кругозора, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития. Решая эту задачу, мы сотрудничали с логопедом, музыкальным руководителем, учителем начальных классов и работниками библиотеки имени Горького и музея «Природа». В течение года читали художественную литературу познавательного характера и знакомились с содержанием детских энциклопедий; показывали видеофильмы  познавательного характера; проводили занятия по развитию исследовательской деятельности; использовали дидактические игры: по ознакомлению с окружающим миром и природой, по развитию математических способностей, психических процессов и речи; велась индивидуальная работа по сенсорному и интеллектуальному развитию; часто занятия проводились в форме викторин, КВН и игротек.

Под личностной готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, положительного отношения к сверстниками и взрослым. Все мероприятия проводились в тесном сотрудничестве с психологом. Проводили экскурсии в школу, посетили урок, беседовали о школе, читали рассказы и разучивали стихи школьной тематики. Рассматривали картинки, отражающие школьную жизнь, и беседовали по ним, играли в школу. Проводили целевые беседы с детьми: «Хочется ли тебе идти в школу?», «Для чего нужно учиться в школе?».

Проводили разнообразные игры «с правилами» способствующие формированию произвольного поведения. Оформляли персональные выставки юных художников, способствующие самоутверждению, формированию социальных эмоций и чувств ребенка. Психологом проводились коррекционно-развивающие занятия, тренинги и игры на развитие навыков общения между сверстниками.

Известно, что работа по подготовке детей к школе, будет малоуспешной без поддержки родителей. С этой целью в группе был организован клуб для родителей «Будущий первоклассник», где работа велась всеми специалистами ДОУ. Проводились: совместные музыкальные досуги; спортивные праздники; тематические художественные выставки детей и родителей;  практикумы «Игры на развитие психических процессов» и «Игры на все случаи»; собрания в форме круглого стола «Семья на пороге школы»; конференция с участием детей «Мы знаем наши права»; дни открытых дверей; беседа «Как воспитать успешного ребёнка»; консультации специалистов; анкетирование «Я и мой ребёнок». Велась подборка рекомендаций по подготовке к школе всех специалистов: «На пороге школы»,  «Нежелание идти в школу», «Как развивать самостоятельность ребенка», «Как помочь найти друзей», «Компонент «школьной зрелости ребенка», «Помогите ребёнку быть здоровым», «Развитие интеллекта средствами музыки», «Один дома».

Системная работа дала свои результаты:
  • По результатам диагностики высокий уровень подготовки детей к школе – 85%, средний уровень – 15%, низкого нет.
  • У детей достаточно развита связная речь, все психические процессы; позитивное отношение к школе, учению; сформирована организованность, волевые качества; нет отставания в физическом развитии.
  • Родители достаточно хорошо знают своего ребенка и у них хорошие взаимоотношения, готовы отдать своего ребенка в школу.
Следует отметить: только в том случае, когда мы все – и педагоги, и специалисты, и родители совместными усилиями помогаем ребёнку, наша помощь будет по-настоящему эффективной.

Литература:
  1. Агофонова И.Н. «Рисую и размышляю, играю и учусь» -  С-Пб, 1993.
  2. Доронова Т.Н. «Из ДОУ в школу» - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  3. «Готовность детей к школе» под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994.
  4. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: физическое, направление развития, образование, взаимодействие, воспитание, критерии, Подготовка к школе, личность, интеллектуальное, личностное
Просмотров: 1563 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz