Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:29

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Воспитание нравственных качеств дошкольников с помощью сказкотерапии
[ ] 31.05.2010, 13:15
Анастасия Ивановна Колмогорова,
педагог-психолог
МДОУ №191 г. Кирова

"Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред".
М. Монтень

Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
В.А. Сухомлинский считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других.

Формирование нравственного сознания происходит в процессе воспитания и обучения ребенка, направленных на формирование нравственных понятий: долга, справедливости, совести, чести, сострадания, отзывчивости,  сочувствия, любви, надежды, самоуважения и уважения.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, ведущую роль играют знаки и символы: сказки, обряды, игры, рассказы. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально- чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

Мы второй год работаем с детьми старшего дошкольного возраста по программе Е.В.Белинской "Сказочные тренинги", применяя элементы игротерапии, сказкотерапии и куклотерапии. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 детей; используем куклы-марионетки для разыгрывания сказок, проводим беседы, игры, релаксацию.

Принципы построения занятий:
  1. Принцип контраста (рассматриваются разные позиции дружба- вражда).
  2. Принцип  задействования всех сфер жизнедеятельности  (когнитивный, сенсорный, эмоциональный и поведенческий уровни).
  3. Принцип опосредования (переход к реальному переживанию через символы: маски, куклы).
  4. Принцип моделирования жизненных ситуаций.
Структура занятий состоит из III блоков:
I. формирование представлений о различных качествах с использованием сказок, рассказов, картин, масок, схем, опыта детей;
II. актуализация ощущений (цвет, запах, звук), выражение их в творчестве;
III. эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении, обучение сотрудничеству, перенос в реальную жизнь.

Этапы работы со сказкой.
1. Сначала проводим настрой на совместную работу - ритуал "вход в сказку". Для этого используем игру "Волшебный клубочек", "Волшебный стул" или стих "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Обычно новую сказку мы "находим случайно"  в сказочной шкатулке, под "волшебным ковром" или в гости приходит Иван-Царевич (кукла) и приносит письмо в форме древнего свитка. Дети заинтригованы и просят: "Читайте! Читайте, скорей!"

2. Чтение сказки.
Сказка о сердце
Жили-были два брата. У старшего было сердце злое, черное, как потухший уголь. А у младшего доброе и светлое как солнышко. Старший никого не любил, а младшенький любил всех и всем старался помочь. Завидовал старший младшему и решил его погубить. Притворился, что заболел, запросил лечебной одолень-травы, которая растет в дремучем лесу. А там звери злые, съедят они младшего брата и дело с концом.
Да не тут-то было. Пошел младшенький за травой в лес для брата, зашел в самую темную чащу, а там вдруг светло, как днем, стало. Это его сердце так весь лес осветило. Все звери злые от этого чудесного света добрыми стали, вышли они на поляну, нанесли младшему братцу подарков и траву лечебную дали. А затем и домой проводили.

Разозлился старший брат, что младший живой и невредимый, да еще с подарками из лесу пришел. Спрашивает младшего, где он подарки взял.
Ну, младший ему все и рассказал. Схватил старший брат самый большой мешок для подарков и в лес побежал. Забежал в самую чащу. Да так оттуда и не вернулся.

3. Обсуждение сказки. Вместе с детьми обсуждаем - кого называют добрым, кого злым; чем отличались братья друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя старший брат, как он улыбается, какое выражение его лица, а затем младший. Далее вспоминаем случаи, когда мы злились, завидовали и что при этом чувствовали. А когда были добрыми, внимательными? Сравниваем эти чувства.
Далее мы проговариваем, что ощущаем в состоянии доброты, злобы. Какого цвета может быть доброта, злость, зависть? Как они звучат, как пахнут? Какие на ощупь и на вкус? Рисуем доброе сердце и злое сердце. Рассматриваем и обсуждаем по кругу.

Затем мы проигрываем сказку с использованием кукол-марионеток. Роли зверей дети исполняют, используя мимику, жесты, пантомимику. Пробуем изменить конец сказки. Дети предлагают разные варианты превращения злого и завистливого брата в доброго, чуткого. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не хочет исправляться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни и кому помогают, какие добрые поступки совершили дома и в детском саду. Позже дети вместе с родителями записывают и зарисовывают их в "Тетрадь Доброты", которая ведется каждым ребенком с самого начала занятий.

В конце занятия - ритуал "выход из сказки". Дети стоят в кругу и проговаривают "Мы берем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".

На примере данной сказки дети приобретают опыт эмоциональных переживаний (доброта, злость, зависть, чуткость), учатся понимать, что к человеку, отдающему свою любовь и доброту людям, также будут относиться.

В результате системной работы по проведению данных занятий наблюдаем, что:
  • дети стали доброжелательнее, активнее говорить добрые слова друг другу;
  • пытаются сглаживать конфликты без применения силы;
  • стали лучше понимать свое эмоциональное состояние, применять навыки саморегуляции.
Таким образом, сказкотерапия является важным методом нравственного воспитания. Ее метафоричный язык легко проникает в глубины подсознания; в нем заложена информация о соблюдении правил поведения, нормах морали, выработанных человечеством веками.

Литература:
  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников.- СПб.: Речь, 2008.
  2. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников.-М.: Амрита, 2010.
  3. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М.,1997.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: нравственное сознание, ощущения, сказкотерапия, формы поведения, нравственное воспитание, символы, Структура, принципы, сказка, нравственные понятия
Просмотров: 3195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz