Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:14

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Театрализованные игры как средство развития личности ребенка
[ ] 27.05.2010, 13:00
Татьяна Анатольевна Денисова,
воспитатель
МДОУ детский сад № 166 г. Кирова

Духовная жизнь детей полна тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
 воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский

Как организовать жизнь детей интересно и содержательно, наполнить удивительными впечатлениями и переживаниями, чтобы активнее проявились фантазия, творчество, изобретательность детей? Этому способствует театрально-игровая деятельность. Именно театрализованные игры - одно из самых эффективных  средств развития личности ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить, играя. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». В игре ребенок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений, людей.

Игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, как к виду искусства. Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального «Я». Театрально-игровая деятельность воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и способствует творческому развитию личности дошкольника. Выдающийся русский психолог Л.В. Выготский писал: «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в воображении и его воплощении».

В дошкольный период игра является основным видом деятельности и оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, а театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, что в свою очередь снимает негативные реакции по отношению к сверстникам, помогает проявлять уверенность в своих возможностях.
Поэтому поставили перед собой задачи: создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей, воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, культуру речевого общения и поведения, поддерживать желание играть с театральными куклами, содействовать возникновению у детей активного отношения к жизни в целом. Наметили этапы работы: аналитический (поисковый), практический (накопление знаний, умений и навыков), внедренческий (заучивание слов, подготовка выступлений).

Цель первого этапа - развивать у детей интерес к театру, как к виду искусства. На этом этапе создали условия для творческого развития в соответствии с современными требованиями (вариативность, принцип функционального комфорта, композицию, эстетику, принцип обогащенности и носителя культуры педагогического процесса); изготовили разные виды театров (настольные, стендовые, игры-драматизации); подобрали необходимую литературу и знакомили с театром (театральными профессиями, правилами поведения в театре).

Цель второго этапа - включать ребенка в культурное пространство через развивающую предметную среду. Задачи этапа – развивать творческие способности через разные виды литературных жанров и предметную среду группы; познакомить с устным народным творчеством; развивать и активизировать речь детей; научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать свою речь образными выражениями: жест, поза, мимика, пантомима, интонация; развивать память, внимание, мышление.

Цель третьего этапа - формировать положительные качества личностной позиции ребенка, направленные на свободные выражения творческих замыслов. Задачи этапа: развивать творческую активность и деятельность ребенка; драматизация сказок.

Через театрально-игровую деятельность дети осваивают основные творческие позиции: позиция автора, позиция исполнителя (актера), позиция слушателя (зрителя).

В результате проведенной работы: 
- активизировался словарь, уровень качества речи улучшился
- дети научились взаимодействовать друг с другом
- научились имитировать движения персонажей совместно с педагогом по подражанию и по образцу
- научились с помощью мимики выражать эмоциональные состояния персонажа (радость, гнев, испуг, огорчения и т.п.) Это благоприятно сказывается на развитии эмоционально – волевой сферы личности ребенка. Дети стали творчески подходить к своей деятельности. Творчество детей проявлялось не только в драматизации сказок, но и в работах детей.

Наша работа не направлена на то, чтобы воспитывать из детей артистов – профессионалов. Но кем бы ни были в будущем дети, верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Чем раньше мы начинаем  работу с детьми по развитию творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно достигнуть. Каждый ребенок талантлив изначально, нам театр дает возможность выявить и развить в нем то, что заложено природой.
Но самое главное, мы мечтаем, чтобы ростки добра, культуры, творчества укоренились в каждом сердце ребенка, чтобы с каждым годом они росли и расцветали.

Литература:
  1. Алексеевская Н. «Домашний театр», Москва, 2000.
  2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольника», Просвещение, 1991 год.
  3. Баландина Л.А. «Риторика для малышей».
  4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974.
  5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество», 1967.
  6. Генов В.Г. «Театр для малышей».
  7. Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», 1893.
  8. Караманенко Т.Н. и Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам», 1982.
  9. Менжерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», 1982.
  10. Мирясова В.И. «Играем в театр».
  11. Сорокина И.Ф. «Играем в кукольный театр», 2001.
  12. Чистякова М. «Психогимнастика», 1990.

Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: виды театров, духовные ценности ребенка, речь, воображение, творчество, эмоции, театр, выразительность, игра, культура
Просмотров: 3372 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz