Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 27.11.2014, 18:39

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Становление духовности через воспитание у детей дошкольного возраста любви к матери
[ ] 06.05.2010, 12:53
Наталья Николаевна Гусева,
старший воспитатель
МДОУ № 133 г. Кирова

Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Уже в дошкольном возрасте на основе знакомства с нормами и правилами поведения дети способны воспринимать и осознавать разнообразие моральных понятий. В последнее время прослеживается тенденция: дети впервые годы жизни не имеют опыта сопереживания, заботы о самых близких людях. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери – в детях, а сердце ребенка – в игрушках и камешках».

В современном обществе остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, поэтому работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности. Старший дошкольный возраст связан с большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, общении со взрослыми и сверстниками. Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к матери. Во время общения с детьми, их тестирования мы выявили, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства тревожности, эгоизма и даже враждебности по отношению к своим родителям, проявляющиеся в высказываниях, поступках. Излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем, эмоциональная «закрытость» родителей, не желание вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полной индифферентности к своим родителям и близким людям. В своей работе педагоги детского сада попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании нравственно здорового ребенка - ребенка не только любящего своих родителей, и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами. Работа по данной проблеме велась по следующим направлениям:
  • с воспитателями,
  • с детьми,
  • с родителями.
Педагоги разработали анкету для родителей, результаты анкетирования помогли грамотно выстроить необходимую работу с детьми и родителями. Воспитатели осуществили подборку пословиц о маме (приложение). Педагогами была организована работа по приобщению детей к жизни своих мам. Эта работа включала в себя смотры – конкурсы: «В гостях у мастериц», «Шапки-шляпки», игры-упражнения: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?», беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему:
  • «Почему мама грустит?»
  • «Чем я порадовал маму?»
  • «Как сказать о том, что я натворил?»
  • «Я поступаю хорошо»
Предлагались дидактические игры: «Найди ошибку», «Живая радуга», «Угадай слово» (Приложение). Цель данных мероприятий: получение знаний о мамах, формирование представления о том, что мама выполняет множество социальных ролей: дома – она любящая мать, на работе – умелая труженица, в свободное время – спортсменка. Детям старших, подготовительных групп было предложено сделать портреты своих семей, мам с помощью разных материалов и техник (лепка, рисование, аппликация). Дети с большой радостью и желанием занимались этой работой, старались передать свою любовь к маме в портрете. Наряду с беседами, играми, занятиями ежегодно проводится «День Матери». Известно, что воспитанность личности в наибольшей мере характеризует поступки, которые включают три составляющие: знание моральной нормы и осознание её справедливости, чувственное отношение к возникшей ситуации и её участникам, волевое усилие, реализующее намерения личности. Поэтому, необходимо детей вооружить знаниями о нормах морали.

Одним из средств воспитания любви и уважения к матери является художественное слово: сказки, рассказы, повести. По мнению педагогов и психологов все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Обращаясь к детской художественной литературе, почувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев без лишних нравоучений принять душой нравственные основы человеческого общества. Для родителей и педагогов был предложен список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей 6-7 года жизни (см. приложение). Знания и представления будут формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. В ходе наблюдений за детьми, по итогам проводимых мероприятий, отмечалось желание старших дошкольников проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и близким, сделать что-то приятное для мам. Тем самым дети приобщались к духовности. Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована. Желаем успехов!
 
Литература:
  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – Москва: Просвещение, 1989.
  2. Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребёнок без проблем, 2008.
  3. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. - «Детство- Пресс», 2004.
  4. Виноградова А.М., Петровский В.А. Учимся общаться с ребёнком. - 1993.
Приложение
ВОПРОСНИК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Назови полное имя и отчество твоей мамы.
2. Где работает твоя мама?
3. Кем она работает?
4. Чем занимается мама дома?
5. Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.
6. Как ты думаешь: трудно быть мамой?
7. А ты хочешь быть мамой, когда вырастешь? (вопрос только для девочек)
 
ПОСЛОВИЦЫ О МАМЕ
Все купишь, а отца и матери не купишь.
Без матушки родной и цветы нецветно растут.
Всякой матери свое дитя мило.
У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце
Сыр калача белее, а мать всех друзей милее
При солнышке тепло, при матери добро.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
Материнская забота на дне моря спасет.
Кто матери не послушает, тот в беду попадет.
Береги отца и мать – других не сыщешь.
Нет милее дружка, чем родима матушка.
 
Список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей 6-7-го года жизни

Человеколюбие – человеконенавистничество
Катаев В. Цветик-семицветик.
Зеленая Р., Иванов С. Рассказ взрослого человека.
Осеева В. Отомстила.
Житков Б. Борода. Дым. Как тонул один мальчик. На льдине. Почта. Пожар. Обвал. Наводнение.
Куприн А. Слон.
Пермяк Е. Надежный человек.
Баруздин С. Морской котик.

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм)
Толстой Л. Рассказы для маленьких детей.
Неверов А. Жучка. Коллектив.
Баруздин С. Морской котик.
Русская народная сказка «Зимовье».
Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость
Ушинский К. Вместе тесно, а врозь скучно.
Андерсен Г.Х. Дюймовочка.
Осеева В. Три товарища.
 Сказка народов Индии «Чьи руки краше».

Вежливость (тактичность) – грубость.
Осеева В. Волшебное слово.
Зеленая Р., Иванов С. В каменном веке. Ха-ха-ха! Взрослые. Осторожнее, локти! Кастрюля.
Русская народная сказка «Привередница».
Ладонщиков Г. Дикарь в лесу.

Честность (правдивость) – лживость.
Братья Гримм. Заяц и еж.
Толстой Л. Лгун.
Ушинский К. Страшная коза.
Осеева В. Почему?
Даль В. Ворона.

Справедливость – несправедливость.
Осеева В. Печенье.
Погорельский А. Черная курица или подземные жители.
Аксаков С. Аленький цветочек.
Заходер Б. Лисицин суд.

Скромность – нескромность
Корейская сказка «Братья».
Зеленая Р., Иванов С. Опасная парочка.
Итальянская сказка «Как осел петь перестал».
Наршин В. Лягушка-путешественница.
Толстой Л. Павлин. Павлин и журавль.
Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

Бережливость – расточительность.
Успенский Э. Трое из Простоквашино.
Медведев В. Сберегательная кошка.
Михалков С. Булка.

Прямодушие (открытость) – хитрость
Русская народная сказка «волк и семеро козлят».
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
Перо Ш. Красная Шапочка.
Баруздин С. Лиса.

Смелость – трусость
Ушинский К. Орел и кошка.
Толстой Л. Котенок.
Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».
Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сострадание (милосердие) – бездушие.
Пришвин М. Глоток молока.
Гюго В. Отверженные (глава «Козетта»).
Сутеев В. Под грибом.
Чарушин Е. Про зайчат.
Зеленая Р., Иванов С. Ворона.
Гарин-Михайловский Н. Тема и жучка
Неверов А. Жучки. Короленко В. Дети подземелья (глава «Кукла»)

Смирение – строптивость.
Русская народная сказка «Морозко».
Перо Ш. Золушка.
Пушкин А. Сказка о рыбаке и рыбке
Яниковская Е. Я хожу в детский сад
Зеленая Р., Иванов С. Ну и пускай.

Добро – зло.
Ушинский К. Худо тому, кто добра не делает никому.
Осеева В. Хорошее. На катке. Плохо.
Толстой Л. Птичка. Солдат. Собака и вор. Белка и волк. Сколько людей?
Неверов А. Детский дом. Коллектив.
Удмурская народная сказка «Охотник и змея».
Барто А. Жарко.
Емельянов Б. Мамино горе.

Дидактические игры

«Найди ошибку»
Цель: закреплять умение подбирать нравственно-ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.
Правило игры: кто быстрее найдёт ошибку.
Примерные варианты заданий:
вежливая девочка грубо разговаривала с мамой;
сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой; мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать; я буду любить маму только за то, что она мне покупает конфеты и др.

«Живая радуга»
Цель: определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.
Правило игры: перед детьми раскладываются карточки разных цветов. Воспитатель называет нравственные качества человека. Детям необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет.

«Угадай слово»
Цель: активизировать использование в речи детей слов, характеризующих нравственные качества человека («честность, «доброта», скромность»).
Правило игры: дети называют пропущенное слово.
Совместно с воспитателем обсуждают смысл пословицы или поговорки о честности, доброте и скромности.
Речевой материал для игры:
…..(Правда) светлее солнца.
Вчера солгал, а сегодня…(лгуном) обзывают.
За … (правду) не судись, скинь шапку да поклонись.
Нет большего позора, как не выполнить … (уговора).
Без добрых дел нет … доброго имени.
Жизнь дана на .... (добрые дела)
…(Скромность) каждому к лицу.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: духовность, поступок, чувства, забота, мама, развитие, воспитание, сочувствие, общение, любовь
Просмотров: 3807 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (48184)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (32472)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (25493)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (24911)
Гришина Татьяна Юрьевна
Исследовательские проекты на уроке литературы (23869)
Домская Татьяна Аркадьевна
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (23766)
Л.А.Логинова
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (22929)
Лучникова Е.В.
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2014
Используются технологии uCoz