Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:27

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Самоконтроль – условие успешности детей в школе
[ ] 05.05.2010, 14:34
Модернизация образования предусматривает комплексное всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей в дошкольных образовательных учреждениях. Формирование у детей универсальных учебных действий (УУД) – это новая составляющая содержания дошкольного образования, т. е. успешность детей в школе зависит от их уровня личностной, а также познавательной, регулятивной и коммуникативной готовностей.

В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за целого ряда причин. Проводимые исследования показывают, что более 60% детей относятся к так называемой «группе риска» и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи в связи с лёгкими нарушениями психического развития, обусловленными минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Дети, указанной категории имеют негрубые отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на их школьную и социальную адаптацию. Такие дети при сохранном интеллекте испытывают стойкие трудности в обучении, связанные с несформированностью познавательной деятельности, обусловленной недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля.

В связи с этим, формированию регулятивной готовности детей должно уделяться особое внимание.
Ребёнку необходимо научиться слышать, слушать, строить свою деятельность в соответствии с правилами, сохранять заданную цель, видеть указанную ошибку и исправлять её, осуществлять контроль над своей деятельностью, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Основной путь коррекции учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития - это формирование саморегуляции во всех её структурных компонентах.  Применяемые технологии способствуют формированию и закреплению действий самоконтроля – постепенному и последовательному переводу детей с внешнего контроля на самоконтроль. Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта их специфического назначения и конкретного содержания в соответствии с этапами деятельности:

I этап – принятие задания (ребёнку следует запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать).
Для формирования первичного способа самоконтроля используются следующие приёмы:
- повторить задание вслух за тем, кто его хорошо запомнил;
- повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно;
- оценить правильность выполнения задания тем или иным ребёнком.

II этап – вспомнить задание и проверить правильность выполнения.
Для организации практических действий контроля используются следующие приёмы:
- самопроверка по следам кем-то воспроизведённого правила;
- самостоятельная проверка с проговариванием правил задания;
- проверка работ детьми друг у друга.

Действие считается сформированным, если ребёнок самостоятельно исправляет ошибки. На основе воспроизведения правил ребёнок учится адекватно оценивать собственную работу и работу товарища, аргументируя оценку в развёрнутой речевой форме.

Вот примеры некоторых применяемых игр и упражнений.
  1. Для развития способности контролировать и оценивать свои действия, а также действия сверстников используются игры и упражнения под общим названием «Контролёр». В этих играх ребёнку сначала необходимо запомнить ряд требований и правил, а затем, ориентируясь на них выполнять контрольно-проверочные действия. Например: игры «Парочки» (подбор пар при различиях в размерах и узорах), «Найди домик» (при наличии карточки-схемы), «Что лишнее?» (при наличии сложного узора и световой гаммы) и другие игры.
  2. Основной смысл игр «Внимательно слушай и точно выполняй» заключается в том, что дети получают от педагога или ребёнка, исполняющего роль ведущего, словесное задание - инструкцию и действуют в соответствии с ним. Например: «Разнеси письма» (узнавание домика по описанию), «Приказ командира» (передвижение фигур на игровом поле в клетку в соответствии с командой), разные виды «Графического диктанта», «Зажги свет в окнах» (штриховка цветными карандашами окон в доме по заданию) и другие.
  3. Особое внимание уделяется играм и упражнениям, способствующим развитию фонематического восприятия: упражнения «Наоборот» (ма-мя, ма-ам), «4-й лишний» (составление цепочек слогов и слов по заданию), «Словесная дуэль» (называние слов, слогов по заданию) и другие игры и упражнения.
  4. Составление рассказов, пересказ от разных лиц героев способствует как формированию самоконтроля, так и развитию дивергентного мышления.
Значение регулятивной готовности заключается в формировании произвольности поведения. Это и является основой учебно-познавательной деятельности, которая позволит обеспечить усвоение учебного материала,  предотвратит отставание ребёнка в обучении и развитии.

Литература:
  1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей - М.: 2002.
  2. Кучма В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. - М. 1997.
  3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М., 1997.
  4. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М: МГУ, 1990.
  5. Нижегородцева И.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М.: «Владос», 2002.
  6. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. /Под ред. М.М. Семаго – М.: АРКТИ, 1999.
  7. Репкина Г.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск, 1993.
  8. Технология коррекционно-развиваюшего обучения детей с ЗПР. – Самара: СИПКРО, 1998.
  9. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  10. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. - Н. Новгород, 1995.
  11. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. - СПб., 2001.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: произвольность поведения, минимальные мозговые дисфункции, самостоятельность, регулятивная готовность, самоконтроль, универсальные учебные действия
Просмотров: 1859 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/13 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz