Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:45

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание школьников
[ ] 27.05.2010, 13:19
Екатерина Анатольевна Чевдарь,
учитель истории и обществознания,
МОУ СОШ № 53 г. Киров,
e-chevdar@rambler.ru

В преддверии юбилея Великой Победы, 65-ой годовщины Победы над фашистской Германией, началось закономерная акцентуация на нравственно- патриотическом воспитании школьников. Через внутришкольные и городские мероприятия, конкурсы, викторины красной нитью проходит желание взрастить в наших воспитанниках чувство патриотизма, любви к Родине, гордость доблестью предков. Но эффективны ли эти наши похвальные стремления?
Начинаешь сомневаться в этом, видя парады фашиствующих скинхедов, замечая преклонение перед иными странами, встречаясь с мнениями подростков, на страницах социальных сетей, о том, что победили мы, в общем-то не воинскими умениями наших солдат, ни жертвенной их любовью к родной стране, а словно бы случайно, волей стечения обстоятельств.
Ощутимо чувствуется, что, не смотря на сильный акцент на нравственно-патриотическом воспитании школьников, задачи такового воспитания нельзя назвать решенными и нам ещё предстоит горячая, деятельная работа на этом поприще.

Огромную помощь в решении задач нравственно-патриотического воспитания нам может оказать обращение к русским культурным традициям. Исследователь и знаток русских культурных традиций В.И. Даль дает таковое определение «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его». В данном определении есть ощутимый акцент на любви деятельной, жертвенной, духовной, а не пассивной, лениво-созерцающей. Именно такая любовь воспитывает не только гражданина, но и человека. В этом контексте нравственно-патриотическое воспитание может послужить не только целям воспитания граждан, что необходимо для развития общества и государства, но и для успешного развития самой личности учащегося. Само понятие «Патриотизм» без осознания его духовно-нравственной природы легко может обратиться лишь в ложное ощущение национального превосходства, шовинизм, неприятие людей иных национальностей. Обращение к огромному, многогранному нравственному потенциалу русской культурной традиции способно лишить процесс нравственно-патриотического воспитания  данной однобокости.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина. Содержание традиционного отечественного образования шло в русле создания условий для пробуждения и развития духовной жизни ребенка, воспитания в нем чувства особо призванности, о которой много писал выдающийся отечественный философ И.А. Ильин, развития сил души и тела, ответственности за свою жизнь, любви к ближним и жертвенности. Теоретик  национальной церковно-приходской школы Рачинский так выразил своё понимание характера русского народа и задач, стоящих перед школой: «Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу; которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничною простотою и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведет к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечет за собою преувеличенное сознание своего бессилия и, в связи с ним, отступление пред самыми исполнимыми нравственными задачами, необъяснимые глубокие падения, которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде — вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребенке. Велика и страшна задача русской школы ввиду этих могучих и опасных задатков, ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддерживать и направить». Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни  подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:
  1. Выработку понимания жизненной важности морали;
  2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
  3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
  4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
  5. Милосердие и любовь к людям;
  6. Воспитание патриотизма.
Поэтому главной задачей для себя как для классного руководителя, я поставила закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Решение данных задач возможно через включение детей в культуру нашего народа, посредством вхождения в годовой праздничный круг, знакомства с народным бытом. Мы посещали на Святках Центр детско-юношеского туризма, где в интерьерах старинной народной избы участвовали в святочном гадании, постигая смысл народных традиций и обычаев, узнавая названия и предназначения диковинных для нас предметов, которые составляли повседневную реальную бытовую сторону жизни наших предков. На Масленичной неделе также обратились к смыслу обрядов этого народного праздника, слиянии языческой и христианской культур, итоге веселья, которое заканчивалось всякий год Прощёным воскресеньем, когда мирились со всеми и у всех просили прощения. Поскольку  крайне важно знание истории родной страны, знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов русской земли, мы подробно познакомились жизнью и подвигами таких выдающихся русских людей как Александр Невский и Дмитрий Донской. Здесь источником нам послужили не только древние летописи и предания, но и кинофильмы, которые с регулярностью обращаются к образам этих народных героев. Русская культурная традиция базируется на этических ценностях Православия. Без знания основ христианской культуры невозможно проникнуть в сокровенную духовность русской народной души, поэтому мы говорили о ценностных основах христианства, о выдающихся представителях Русской Православной Церкви, таких например, как митрополит Илларион, Сергий Радонежский. Дети учились состраданию и милосердию, принимая активное участие в проводимых Российским детским фондом благотворительном сборе подарков для детей из малообеспеченных семей и детей, воспитывающихся в детских домах.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Чувство сопричастности, своей семье, своему городу, своему народу, которое проявляется при обращении к русским культурным традициям, является основой будущего патриотизма. Возвращение национальной памяти заставляет со знанием и любовью относится к старинным праздникам, фольклору, в которых проявляются сокровища национальной духовной культуры. Приобщение к нравственным традициям служит укреплению национального самосознания, позволяющего сохранять самобытность общества, прошлое и будущее нашего народа.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: нравственность, патриотизм, самобытность общества, русская культурная традиция, воспитание, формирование целостной личности, национальное самосознание
Просмотров: 3233 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz