Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:30

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Роль проектной деятельности в организации экологического воспитания в детском саду
[ ] 18.05.2010, 08:52
Таисия Николаевна Павлова,
старший воспитатель 
МДОУ № 128 г. Кирова
 
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.
Самобытный Вятский край привлекает своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной прелестью лесов каждого, кто когда-либо с ним соприкоснулся. Страшно осознавать, что от невежественного вмешательств человека в дела природы, исчезают с лица земли реки, вырубаются леса - лёгкие этого сложного организма. От личной ответственности каждого за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет лик Земли и, где будет находиться человечество - в начале или: конце своего путешествия в будущее (В.П. Савиных)
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего МДОУ встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Проблема: недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей и взрослых.
ДОУ приняло решение построить работу педагогического коллектива по экологическому образованию на основе проектной деятельности. Он включил несколько уровней: управленческий, педагогический, детско-взрослый.

I. Для координации работы проектов второго и третьего уровня был создан управленческий проект под названием «Экология и мы».
Цель:  Разработать механизм решения проблемы экологической воспитанности через организацию проектной деятельности.

Задачи:
1. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.
2. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической воспитанности.
3. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования.
4. Исследование возможности повышения уровня экологической воспитанности педагогов, родителей, детей.
Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации экологического воспитания.
Настоящий проект - это попытки интегрировать методы и формы организации экологического воспитания в следующие виды деятельности: музыкальной, физкультурно–оздоровительной, игровой, художественно эстетической, познавательно- речевой, экспериментальной и другие виды детской деятельности.

Риск проекта - недостаточная осознанность педагогическим коллективом поставленных целей и их реализация.
Новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключалась в реализации на практике преемственно - перспективных связей на всех уровнях.

Требования к проекту:    
1. Взаимосвязь проекта с технологией Крыловой Н.М. «Детский сад-дом радости»;
2. Сотрудничество педагогов, детей и родителей;
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
4. Оригинальность;
5. Использование мультимедийных средств;
6. Применение проектов в  группах среднего и старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты первого этапа:
Педагог должен знать по итогам управленческого этапа:
1. Сущность и содержание экологического воспитания.
2. Технологию экологического воспитания возрастной группы.
3. Компоненты экологического воспитания: развивающая экологическая среда, наблюдение, экспериментирование, игровая деятельность, разные типы занятий, комплексные мероприятия экологического содержания, сущность каждого компонента.
4. Знать способы организации каждого компонента.
5. Способы диагностики.

II. Педагогический проект характеризуется разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех, участников в педагогический процесс.

Цель: создание учебно-методического комплекса по обучению педагогов ДОУ проектной деятельности.
Задачи:
  • Проведение диагностического анализа уровня развития проектной    деятельности в ДОУ.
  • Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.
  • Разработка системы обучения педагогических кадров.
  • Проведение презентации проектов в ДОУ.
Этапы проекта:
1 этапорганизационный - сбор необходимой информации, диагностирование участников проекта, сбор теоретической информации.
2 этаптехнологический – определение проблемы, постановка цели и задач проекта, разработка программы деятельности.
3 этапзавершающий – накопление материала, презентация проектов, самоанализ, оформление методических рекомендаций, итоговая диагностика.
Виды педагогических проектов составленных творческими группами:
«Театр и природа».
«Красиво говорим – выразительно декламируем»
«Природа и музыка»
«Природа – источник здоровья».
«Природа – наш общий дом».           
Таким образом, были созданы проекты, определяющие деятельность ДОУ, работу методической службы, работу с детьми. Материалы, представленные воспитателями и специалистами, послужили основой создания банка педагогических идей. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом проекте, закрепляли навыки воспитанников, помогали им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

III. Процесс создания и организации «Детско – взрослых проектов» строился в 2х направлениях:

Первое: дети - педагоги.
Основной целью детско–взрослых проектов в ДОУ являлось развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по формированию экологической воспитанности.

Задачи данного направления в работе детьми:
1) формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
2) формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
3) развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
4) развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
5) развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
Эти направления обеспечивают сочетание интеллектуального, эмоционального и действенного    компонентов развития дошкольников. Содержание каждого компонента включает два аспекта:
- передача экологических знаний, их трансформацию в отношения;
- знания формируют осознанный характер отношений и дают начало экологическому сознанию.

Второе направление: дети – родители.
Цель данного направления в работе с родителями – вовлекать их  в разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию, способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию бережного отношения детей к природе.
По результатам завершения данных проектов были получены следующие результаты:

Дети:

1. Уровень экологической воспитанности повысился на 20%.
2. Оформлялись результаты наблюдений по всем возрастным группам в журнале: «Заботимся о растениях и птицах».
3. Организованы выставки рисунков детей и родителей: «Жалобная книга природы», «Поможем природе».

Родители:

Участвовали в создании условий для экологического воспитании детей:
- озеленение участков, посадка лиственных и хвойных деревьев, кустарников, оформление и разбивка цветников на участке;
- приобретение растений в уголки природы, дидактического материала, серии плакатов, игр развивающего характера, пособий.
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности способствовала:
1) росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;
2) осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия для питомцев вместе с взрослыми.

Литература:
  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М., 2008.
  2. Киселёва Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М., 2003.
  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
  4. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: бережное отношение, проектная деятельность, интеграция, банк данных, Природа, Вятский край, экологическая воспитанность
Просмотров: 14384 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz