Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:04

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Развитие творческих способностей первоклассников на уроках литературного чтения по УМК Э.Э. Кац
[ ] 31.05.2010, 17:34
Ольга Борисовна Савватеева,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 27 г. Кирова,
Olga_sav27@mail.ru

Владимир Александрович Сухомлинский сказал: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.
Что же представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость? Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает? Л.С. Выготский писал, что под творческой деятельностью нужно понимать такую деятельность, которая создаёт нечто новое. Именно творческая деятельность, делает человека существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.
Именно в начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся.

Урок литературы, особенно в начальной школе, - это всегда урок творчества. Прежде всего, это творчество самого учителя, и если оно есть, будет и творчество учащихся. Творчество строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста. Прежде всего, это творчество читателя. В нём, в чтении, участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, мышление, память.

Здесь важна активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления художественного текста, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора. Сильная эмоциональная реакция на произведение обычно сопровождается включением читательского воображения. Деятельность читателя в сравнении с восприятием других искусств особенно сложна, так как слово не обладает вещественностью звука, линии, цвета, объёма, движения. Но если помочь читателю включить эмоции, воображение, то будет услышан звук, увиден цвет, почувствовано движение
Одним из видов творчества является "стихотворство”. Корней Иванович Чуковский писал: "в начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой”. Вспомним себя в 3 – 5 лет. Тут и стихи-перевёртыши, и нескладушки, и дразнилки, и детские песенки. Куда же это делось в 6 – 7 лет? Оно есть. Просто об этом нужно вспомнить, как вспомнил автор нового учебника «Литературное чтение» Э.Э. Кац, где именно с этого, с детского фольклора начинается воспитание грамотного читателя, где ребята не только читатели, но и авторы – сочинители и художники.

Если мы возьмём учебник для первого класса, то увидим в нём множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок и т.д.

А также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.

И вот какие считалочки получились у ребят:
Раз, два, три, четыре
Вот одна, другая
Я считаю мух.
Ты пойдёшь со мной
Как увижу сразу
И ещё кого–нибудь
Называю вслух.
Прихватишь за собой.

Но кроме этого авторы предлагают ребятам попробовать свои силы и в качестве художников. Даётся задании: "Попробуй нарисовать иллюстрации к этим считалкам»
При изучении темы «Чудесные приключения» детям предлагаются творческие задания: «Вообрази, что ты плывёшь, по небу. Расскажи своему товарищу, или нарисуй своё «плавание по небу». «Чтобы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу?»

Что значит дать ребёнку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство? Произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: "Если я могу это, значит я смогу и другое”. И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Такая работа начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с уроков обучения грамоте, на которых используется много стихотворного материала, например, азбука в картинках С.Я Маршака или его же "Про всё на свете”, "Забавная азбука” и т.д. Например, эта буква широка и похожа на жука и т.д. Затем можно организовать стихотворные диалоги разной степени трудности.Двум ученикам даются две одинаковые карточки и после двух – трёх минут подготовки предлагается прочесть диалог учителю и всему классу.

Например: «История о храброй собаке».
1. Собака, что лаешь?
2. Волков пугаю.
1. Собака, что хвост поджала?
2. Волков боюсь.

После нескольких таких занятий дети уже могут сочинить, например, такое четверостишие:
На берёзе теремок,
Не висит на нём замок
Всё открыто для жильцов
Для товарищей скворцов.

Или: На уроке рисования, занимались "кляксованием”, делали кляксы и дорисовывали их до какого-либо образа. Затем на уроках литературы придумывали названия и тексты к кляксам. Пример стихотворчества:
•    Это ёжик: ни головы, ни ножек
•    Забияка – обезьяна корчит рожицы, а у этой обезьяны очень мохнатая кожица”

А вот целый стихотворный текст к кляксам:
Жила была улитка
Они гуляли в парке.
Зелёный хохолок
Ходили в зоопарк,
Ей встретился мальчишка
Им встретился слонёнок
Весёлый колобок.
И червячок - колпак
Клякс я наделать много смог,
На всех зверей похожих,
А стих придумать не сумел
И моя мама тоже.

При изучении народных и литературных сказок открываются широкие возможности для развития творчества. Вначале детям предлагаются разные игровые ситуации по созданию сказок.
  • Сказка – калька, когда из старой сказки получается новая. Берётся известная сказка и сводится к новой схеме, к основным сюжетным линиям.
  • Салат из сказок. Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет с ними происходить.
  • Сказка наизнанку. Это один из видов выворачивания наизнанку сказочной темы. Например, Золушка, дрянная девчонка отбила у дочерей добродушной мачехи жениха.
  • Красная шапочка на вертолёте. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.
Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером.
Творческая деятельность – одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека. Именно в этом возрасте так важно утвердить такие духовные начала в ребёнке и закрепить их, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни.
Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве
Ярко это проявляется в диалогах. Диалог может быть устный и письменный. Но творить на ходу бывает сложно, особенно детям. Но если на уроке литературы дети мыслят от себя, не боятся думать вслух, привыкли доверять друг другу и учителю, то проявятся все их творческие способности в организации диалога. Лучше проводить такие диалоги в игровой форме.

Например, ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним.
Или: Диалог сказочника со случайными попутчиками, которые оказались в карете (разговор о творчестве, о том кто герои и т.д.)
Или: Разговор писателя со своими героями и т.д.

Эта работа трудна. И пусть вначале не у всех возникает желание и смелость принять в этом участие, но потом по мере успеха одних другие тоже включаются в работу.
Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, их воображение, творчество, но и позволит быть ребёнку грамотным "автором” или читателем, но поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания.

В заключении могу сказать, что когда я стала в своей работе использовать задания творческого характера, ребята полюбили уроки чтения, они стали больше читать. Не стало проблемы дословного пересказа текста, т.к. в своей работе я чаще стала использовать такие виды пересказов как: пересказ от имени героя, пересказ по иллюстрации, от лица рассказчика, продолжение сюжета.

Кроме того, наши уроки стали более разнообразными. Это и минутки поэзии, где ребята пробуют себя в сочинительстве четверостиший и словесное рисование какого-либо эпизода, и элементы драматизации.
Разные виды чтения: чтение по ролям, выборочное чтение, прочитать с помощью жестов, когда один читает, а другой изображает, нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.
Начала работать в этом направлении в начале 2 четверти и уже к концу этой же четверти получила результаты: темп чтения увеличился, ошибок при чтении стали допускать значительно меньше, чтение стало более выразительным и самое главное появилось желание читать, что для меня как учителя очень важно.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: речевое творчество, литературное чтение, развитие, первоклассники
Просмотров: 3495 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52960)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26930)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz