Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:20

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей
[ ] 27.05.2010, 13:04
Людмила Геннадьевна Джапарова,
педагог-психолог
МДОУ №169 г. Кирова,
ARX.07@BK.RU

Перед педагогами и родителями старшего дошкольного возраста встает вопрос о подготовке ребенка к школьному обучению, о преемственности детского сада и школы. Готовность к школе включает целый комплекс качеств, которые рассматриваются многими авторами (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина и др.). Почти все авторы, исследующие готовность к школе, уделяют произвольности особое место. Дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми [5].

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, дети учатся управлять своим поведением. Процесс этот довольно сложный и длительный, но он не должен осуществляться стихийно, что может привести к трудновоспитуемости и труднообучаемости [4]. Если начать развивать и тренировать способность к произвольности и самостоятельности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего совершенства в управлении самим собой. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности в дошкольном возрасте.

Параметры развития произвольности, выделенные Д.Б. Элькониным [6]:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции. Поэтому необходимо проводить специальные занятия по развитию произвольности с детьми старшего дошкольного возраста.

Существуют разнообразные приемы развития основ произвольности психической регуляции, среди которых можно предложить использование на разных занятиях детей старшего дошкольного возраста рабочих тетрадей. Многие педагоги используют в своей работе различные рабочие тетради, с помощью которых развиваются какие-то определенные способности, такие как логика, счет, ознакомление со временем, информатикой, развитие мелкой моторики руки. Но материал этих тетрадей позволяет развивать одновременно и произвольность у детей, они позволяют работать самостоятельно, соблюдая свой темп в работе, оценивать свои результаты. Дети во время работы с тетрадями знакомятся с основами деятельности: планирование, организация и последовательное осуществление задуманного, получение нужного результата. В процессе выполнения заданий формируются настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата – выполненного правильно задания.

Поэтому педагог в ходе проведения занятий с дошкольниками должен использовать рабочие тетради не только с целью развития каких-то способностей, но и с определенной целью развития произвольного поведения и самостоятельности, при этом пристальное внимание нужно обратить на предлагаемый разнообразный материал таких тетрадей.

Для того чтобы материал в рабочих тетрадях служил и для развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста, педагог при выборе рабочих тетрадей должен обратить внимание на содержание заданий в тетрадях:
  • задания для развития самостоятельности должны носить постепенно усложняющийся характер, должны быть аналогичные задания на всем протяжении работы с тетрадями,
  • должны использоваться различные по характеру задания с устным объяснением и выполнение по образцу,
  • задания должны повышать интерес к работе, иметь игровой характер.
Используется работа в тетрадях на занятии с детьми как одна из частей этого занятия, при этом для развития произвольности и самостоятельности педагогу необходимо обращать внимание:
- на анализ результатов выполнения заданий – для развития произвольности задания должны быть выполнены не только правильно, но должны быть завершены, без общей небрежности, торопливости;
- на оценку выполненной работы – для развития адекватной самооценки и развития произвольности поведения ребенок должен оценить результат своей работы;
- на темп работы над заданиями – работа в тетрадях позволяет работать каждому ребенку, соблюдая свой темп работы.

Для примера можно порекомендовать рабочую тетрадь для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е. Гавриной и Н.Л. Кутявиной [3].
Для определения уровня развития произвольности детей старшего дошкольного возраста используются тест «Домик» Н.И. Гуткиной [2] и «Лабиринты» Д. Векслера [1].

Литература:
  1. Филоненко Ю., Тимофеев В. Методика исследования интеллекта у детей Векслера Д., С-Птб, 1994.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Веселые задачки для маленьких умников, Ярославль, 2005.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
  5. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В. Дубровиной). М., 1995.
  6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера). М., 1981.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: произвольность, рабочие тетради, самостоятельность, готовность к школе, преемственность
Просмотров: 4324 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz