Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:34

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Развитие личности учащихся средствами проектной деятельности. «Фразеология вокруг нас»
[ ] 21.05.2010, 11:14
Марина Александровна Макарова,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с УИОП № 66 г. Кирова
 
В ходе создания проекта консультантами выступают учитель русского языка и литературы, учитель истории, библиотекарь. Преследуется дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ее закрепления, применения в новой учебной ситуации, определения уровня достижений учащихся средствами технологий метода проектов, а также цели по содержанию:
  • образовательная: создать условия для формирования системы знаний о словарном составе русского языка, фразеологизмах по материалам самостоятельной работы учащихся;
  • развивающая: продолжить обучение приемам работы с комплексом источников знаний (учебник, словари, справочники, дополнительная литература и др.), развить навык чтения, устной речи, творческого мышления, умение заниматься коллективным творчеством;
  • воспитательная: приобщение учащихся к богатству и величию русского языка.
Перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Происходит ли образование фразеологизмов сегодня?». Данный проект является информационным, среднесрочным (длительность 3 недели), используются частично- поисковый и исследовательский методы. Учащиеся работают по группам, предлагаются следующие варианты вопросов-заданий: 
 
1-я группа
  • Что такое фразеологизмы?
  • Что такое «крылатые слова»?
  • Какие фразеологические словари существуют?
  • Какую информацию мы получаем о фразеологизмах, пользуясь словарем?
2-я группа
  • Что является источником фразеологизмов?
  • Каково происхождение фразеологизмов?
  • Работа с фразеологическими и толковыми словарями.
  • Привести примеры фразеологизмов, рассказать об истории возникновения, объяснить значения.
3-я группа
  • Какие «крылатые выражения» принадлежат А.С. Пушкину?
  • Ответьте, автором каких « крылатых выражений» стал И.А. Крылов?
  • Почему эти выражения вышли за пределы произведений?
4-я группа
  • Подготовьте иллюстрации фразеологизмов.
  • Объясните значение фразеологизмов?
  • Что вы знаете о происхождении этих фразеологизмов?
5-я группа
  • Какова роль фразеологизмов?
  • Появляются ли фразеологизмы сейчас? Почему?
  • Какие изменения наблюдаются в их структуре?
В ходе защиты проекта учащиеся подготовили рисунки, стенгазету, выступили с докладами, сообщениями, сделали подборку крылатых выражений из художественной литературы. В результате проделанной работы шестиклассники приходят к выводу, что появляются новые фразеологизмы, источниками которых являются средства массовой информации, публицистика, художественная литература, разговорная речь.
(Поезд ушел; на полном газу; тормоза отказали; висеть на телефоне; винтика не хватает; набирать высоту)

* В СМИ в настоящее время можно выделить 5 типов преобразований фразеологизмов:
  1. перестановка или замена слов (лес рубят, щепки собирают; «Азот», да не тот);
  2. усечение сокращение состава (готовь сани летом…, лучше один раз увидеть…);
  3. изменение смысла (бедность – порок, бумага не стерпит, и в деньгах счастье);
  4. выражение вопросительных форм (язык – враг мой? в гостях хорошо… а дома?);
  5. вставка во фразеологизм конкретизирующего определения (Что ж, своя вооруженная рука – владыка; изрядная ложка дегтя в праздничной бочке меда).
В качестве проверки знаний по теме «Фразеология» предлагается выполнить тестовую работу по вариантам:
I. Вариант                                                    II. Вариант

I. «Восстанови фразеологизм»

Вставьте нужные по смыслу слова (из мира животных):

1) делить шкуру неубитого …
2) сесть на любимого …
3) купить … в мешке
4) пустить … в огород
5) набито как в бочке…
6) дуется как … на крупу
1)    считать …
2)    дразнить …
3)    брать… за рога
4)    смотреть как … на новые ворота
5)    прокатить на …
6)    писать … лапой

II. «Четвертый лишний»

1) хоть пруд пруди
    кот наплакал
    тьма-тьмущая
    яблоку негде упасть
2) слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде написано
комар носа не подточит
1)    во все лопатки
     сломя голову
     черепашьим шагом
     в мгновенье ока
1)    попасть впросак
попасть на седьмое небо
попасть в переделку
попасть в переплет

 
В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним предложение:
III. «Одним словом»

1)    зарубить на носу - запомнить
куры не клюют- ….
вставлять палки в колеса - …
вилять хвостом - …
наложить вето - …
бить баклуши - …
1)    намылить шею - избить
пальчики оближешь- …
развесить уши - …
прикусить язык - …
обвести вокруг пальца - …
заткнуть за пояс - …

Алгоритм оценки деятельности учащихся: вклад каждого ученика в общий результат, качество презентации, результаты тестов показали, что ученики выполнили работу успешно. Работа над проектом способствовала расширению кругозора учащихся, формированию информационной грамотности, успешной подготовке к выполнению олимпиадных заданий.
 
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: Презентация, работа с литературой, исследования учащихся, проектная деятельность, отбор материала, самостоятельность, навыки публичного выступления
Просмотров: 1608 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz