Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:34

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Развитие ключевых компетентностей учащихся на уроках географии и внеклассной работе на основе проектной деятельности
[ ] 03.06.2010, 09:13
Надежда Петровна Колбина,
учитель географии
МОУ СОШ № 68 г. Кирова

Технология проектного обучения как личностно-ориентированная способна решить противоречие традиционной школы, связанное с общественной формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

Цель проектного обучения: развитие ключевых компетентностей учащихся, поэтому в процессе проектирования создаются условия для  самостоятельной работы учащихся и приобретения собственного опыта творческой деятельности. Это достигается через обучение умениям проявлять инициативу, преодолевать трудности, отбирать информацию, выдвигать гипотезу, решать проблемы, работать в группе, защищать проект. Особое внимание уделяется формированию учебно-логических умений, таких как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий, доказательство и опровержение.

Задания для развития умения видеть проблему составляются на основе ситуаций.
1. «Посмотри на проблему чужими глазами». Ситуация: «Сельхозпредприятие сбросило отходы в реку…» Учащиеся должны посмотреть на проблему с разных сторон и предложить от лица ученика, учителя, родителя, рыбака, бабушки, эколога, решение этой проблемы.
2. «Сколько значений у предмета?» Предмет – карта – назвать как можно больше вариантов нетрадиционного её использования.
3. Задание для тренировки умений по выработке гипотез. Гипотеза- это предположительное, ещё не доказанное и не подтверждённое опытом знание. Вопрос. «Что бы произошло, если бы вырубили все леса на Земле?» Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что произошло бы в результате этого.

В реальной жизни существует много проблем, с которыми сталкиваются учащиеся. Во время экскурсии на местное СХП «Кировское» учащиеся обратили внимание на проблемы в сельском хозяйстве, на то, как когда-то крупнейшее предприятие Кировской области снижает темпы своего развития. Сокращается поголовье скота, посевные площади. Для отчёта по экскурсии было предложено две формы. Первая традиционная – отчёт по плану, вторая - в форме проекта по алгоритму:
1. Выбор темы проекта и формулировка проблемы. 2. Исследование проблемы. 3. Генерирование идей (гипотез) и отбор идей. 4. Разработка плана действий. 5. Этап практических действий 6. Реализация. 7. Оформление проекта. 8. Презентация и оценка.

Над проектом работали 2 группы. Каждой группе было дано задание: исследовать проблемы сельского хозяйства и предложить пути их решения. Затем, за круглым столом, состоялся обмен информацией, участники круглого стола защитили свои результаты в творческой форме и выработали совместное решение. Оценку проектов и презентаций проводил экспертный совет. В ходе оценки лучшим проектом был признан проект «Сельское хозяйство – быть или не быть?». После внесения дополнений он был представлен на конкурсе «Я – гражданин Вятского края» и получил диплом 1 степени.

В этом году наша страна готовилась к празднованию 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Для пополнения экспозиции краеведческого музея проводился конкурс проектов по темам: «Семейная реликвия», «Война и дети», «Труженики тыла», «Война – страшнее нет слова». Было представлено 25 проектов, их защита проходила в творческой форме на школьной конференции. Учащиеся не только защищали свой проект, но и отвечали на возникшие у слушателей вопросы. Они учились вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Накануне 65 годовщины Великой Победы проект «Война – страшнее нет слова» был отмечен на конкурсе «Шаг в будущее». Задачи, поставленные проектировщиком: проанализировать теоретический материал, воспоминания  очевидцев и участников Великой Отечественной войны; познакомиться с архивными материалами и на основе их определить вклад земляков в Победу; собрать материал для оформления экспозиции  школьного музея к 65- летию Великой Победы - были выполнены.

Чтобы отработать эмпирический метод проводятся полевые наблюдения  по плану: а) определить цель наблюдения; б) выбрать объект исследования; в) найти способы достижения цели; г) выбрать способы регистрации информации; д) оценить экологическое состояние объекта. При выполнении проекта «Экологические проблемы Бахтинского сельского округа» исследовано состояние реки Чахловицы, проведены заборы и анализ воды, оценено плодородие почвенного покрова, загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом, определена лесистость территории и влияние местных предприятий на окружающую среду.
В форме игры участники - группы учёных-экспертов: почвоведы, экологи, лесоводы, гидрологи изучали свои объекты, оформляли и представляли результаты работы. «Учёные» выявили, несмотря на ряд проблем, экологическое состояние Бахтинского сельского округа удовлетворительное. Группа турорганизаторов разработала туристический маршрут по старому Московскому тракту к реке Быстрица и рекламу его реализации.

Профессиональная ориентация учащихся развивается через разработку практико-ориентированного проекта. Учащиеся готовят себя к профильному обучению, выбору профессии. Профильная проба, - это проект, через который учащиеся подробно знакомятся с выбранной профессией и создают презентацию о ней, а затем защищают данную профессию перед аудиторией. Для того чтобы максимально показать значимость профессии, составляется её паспорт: а) общая характеристика профессии; б) профессиональные знания и умения; в) профессионально важные качества; г) медицинские противопоказания; д) учебные заведения для её получения. Ученикам, которые затрудняются с выбором дальнейшего пути, профильные пробы позволяют сориентироваться в океане профессий и выбрать учебное заведение, которое поможет получить данную профессию.

В результате проектной деятельности повышается уровень обученности - 100%, а качество знаний по географии повысилось с 60%, до 74% - это выше среднего по школе на 20%. В 11 классе качество знаний - 85%. В результате диагностики выяснилось, что интерес к проектной деятельности постоянно растёт. Если 4 года назад этой работой занимались 10% учащихся, то сейчас уже 30%.

В 11 классе все учащиеся выполнили за год по 2 проекта. Количество участников конкурсов увеличилось в два раза. Количество призёров муниципального уровня – 6, регионального – 2.

За 4 года учащимися выполнено более 40 проектов. Практико-ориентированные проекты: «Экологические проблемы Бахтинского сельского округа», «Энергетика Кировской области: проблемы и перспективы», «Война – страшнее нет слова», «Сельское хозяйство – быть или не быть?», находят свое применение для решения проблем родного края.

Занятие проектной деятельностью повышает интерес учащихся к географии и даёт возможность проявить себя в конкурсах муниципального и регионального уровня: «Отчий дом», «Я – гражданин Вятского края», «Шаг в будущее».
Литература:
  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.
  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л.. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. - М., 2006.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: ключевые компетентности, умения, проектное обучение, исследовательская деятельность, коммуникационная технология, проблема
Просмотров: 2375 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Deep thinking - adds a new dmeisinon to it all.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz