Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Развитие ценностных ориентаций учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях
[ ] 01.06.2010, 11:59
Елена Евгеньевна Ермакова,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с УИОП № 9 г. Кирова

В процессе педагогической деятельности, общения, самопознания выстраивается представление педагога о ценностях воспитания. В общении педагога и ребёнка, в общении детей с культурой своей Родины происходит прохождение ценностей и осознание человеком своей индивидуальности. Общаясь, человек не только формирует свои ценности, своё «Я», глядя на других, но и через отношение к себе других людей осознаёт свою индивидуальность и раскрывает её.

Размышления о ценностях воспитания дают возможность понять, что современные условия развития общества, противоречия между принятыми правилами духовной жизни и её реальным состоянием, изменения, происходящие в воспитании, ставят педагогов, школьников и их родителей в ситуацию выбора. Важно, чтобы происходило согласование целей общечеловеческих, национальных, индивидуальных, определяющих смысл жизни каждого конкретного человека. Цель нельзя навязать. Человек способен сам принимать решения, быть ответственным и свободным в выборе направления своего становления. Задача современного воспитателя побуждать ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности. Очень убедительно звучат слова Л. Бетховена: «Человек, помоги себе сам!»

Я понимаю воспитание как сотворчество педагога и ученика. Чувство собственного достоинства, осознание ценности моей профессии помогает мне как педагогу занять диалоговую позицию в общении с детьми. Педагогический процесс, по моему мнению, нужно строить так, чтобы он способствовал формированию у детей умения жить по-человечески.

Я пытаюсь развивать духовные и нравственные ценности у моих учеников на уроках литературы и внеклассных мероприятиях. Ценности не передаются тем же путём, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Именно на уроках литературы учащиеся прикасаются к таким человеческим ценностям, как любовь, дружба, доверие, взаимопомощь и взаимоподдержка. А в процессе внеклассной воспитательной работы мной создаются такие условия, чтобы учащиеся могли переживать все это в реальной жизни.

Только полнота проживания каждого мгновения жизни, способность наслаждаться, вдохновляться ею, каждым её событием открывает человеку многообразие связи с миром, развивает стремление размышлять о смысле жизни и её ценностях. Для этого необходимо чувство любви к ближнему, чувство ученичества, причастности к судьбе Отечества. Философия воспитания доказывает, что это имеет смысл только для человека,  в систему ценностей которого входят:
  • человек, его духовное и физическое развитие;
  • духовность как стремление к истине, правде, добру и красоте;
  • Отечество, род, семья, традиции;
  • свободный труд и его результаты, сохранённые в культуре;
  • природа с её «языком»;
  • любовь и мир как сущностные человеческие отношения.
Из своего опыта предлагаю модель мастерской для старшеклассников по теме «Отцы и дети». Такая форма занятия, как мастерская предлагает взглянуть на нашу жизнь и опыт таким способом, который изменяет привычную перспективу, понимание или отношение. Мастерские открывают человеку привлекательность духовно-нравственных ценностей, создают пространство для пережитого и осмысленного выбора. Мастерские связывают прошлое с настоящим и ориентируют учащихся на выбор ценностей в будущем.

«Отцы и дети»
(Мастерская о взаимоотношениях разных поколений).
Работа мастерской организуется по группам. Развешиваются рисунки с изображением игрушек («дети»), чёрной шапочки с кистями («эксперты»), дома («родители»). Участники выбирают себе рисунок, записывают под ним свою фамилию, таким образом формируются группы.

1. Вступительное слово учителя-мастера о проблеме, которой посвящена мастерская

2. Чтение стихотворения Э.Асадова «Отец поздравил сына с днём рожденья…» Выделение проблем (индуктор).

3. Групповая работа по блокам (1 этап работы с материалом, афиширование).

А) «Семья-ячейка общества» (назвать черты, отличающие благополучную семью от неблагополучной). «Эксперты оформляют запись на доске, «отцы» и «дети» обмениваются мнениями.
Б) Спорные проблемные ситуации. Найти выход из предложенных ситуаций. Задача сторон – убедить в своей правоте за 5 минут.

В) Открытое письмо («отцы»- «детям», «дети»- «отцам»). Тексты сдаются экспертам, которые подводят прослушать «вредные советы» о том, как создать неблагополучную семью; второй «эксперт» оценивает природу конфликтов; третий «эксперт» предлагает текст открытого письма «детям».

4. Рефлексия.
Каждый в группе заканчивает одно из предложений:
-Сегодня я уже понял…
-Это разговор помог мне понять…
После этого каждый получает от мастера маленькое сердечко, пишет на нём то качество, которое хотел бы видеть в другом человеке, прикрепляет его на доску на большое красное сердце - символ добра и любви.
Таким образом, через слово, понятие, мысль и чувства, диалог и монолог мастерские формируют опыт общения - главный контекст выбора ценностей. Этот опыт духовной жизни необходим растущему человеку, достойному гражданину своей страны.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: мастерская, нравственность, окружающий мир, рефлексия, ценности воспитания, эмоции, духовный опыт, смысл жизни, индивидуальность
Просмотров: 1799 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz