Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:32

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Проектная деятельность в экологическом воспитании младших дошкольников
[ ] 05.05.2010, 14:14
Гуманистический подход к воспитанию, которого придерживаются современные  исследователи (В. П. Бедерханова, О. С. Газман, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров и др.) связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. В науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к экологическому воспитанию и образованию дошкольников является технология проектирования. Участие в проекте ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,    это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы [10.С. 89-90].
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счёт работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, бережному отношению к объектам природы, выбору адекватных решений и способов поведения, умению выстраивать из части целое.
Проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта поддерживается реализацией потребностей детей в активной деятельности, самовыражении, совместной деятельности со взрослым.

В качестве примера использования проектирования в экологическом воспитании младших дошкольников рассмотрим экологический проект «Как звери проводят зиму в лесу?», разработанный и проведенный в МДОУ № 144 г. Кирова.

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта – средняя группа.
Цель проекта – формирование экологической культуры младших  дошкольников.

Задачи проекта:
  • Приобщать детей к процессу познания окружающего мира; формировать реалистические представления о жизни лесных животных в зимнее время, понимание, что на их образ жизни влияют условия живой и неживой природы.
  • Речевое развитие: обогащать словарь детей; развивать умение обобщать полученную в ходе проекта информацию в виде рассказов о жизни лесных зверей в зимнее время.
  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации, способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и художественным образам, учить создавать образы животных с помощью различных изобразительных средств.
Основополагающий вопрос проекта: Как  звери проводят зиму в лесу?

Проблемные вопросы:
Как животные леса готовятся к зиме? Как меняется их шубка? Делают ли они припасы? Кто впадает в спячку? Как спасаются от холода те животные, которые не спят зимой? Чем они питаются? Появляются ли у зверей детёныши в зимнее время? У кого? Какие трудности преодолевают животные во время зимы?

Предметные области, разделы программы, в рамках которых проводится учебный проект: ознакомление с окружающим, экология, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изодеятельность.

Проект относится к типу информационных проектов, целью которых является сбор, анализ и обобщение информации.
При разработке проекта использовалась модель «трёх вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали?
Проект ориентирован на комплексную программу «Радуга» Т. Н. Дороновой,  парциальную «Юный эколог» С. Н. Николаевой и может быть легко интегрирован в рамках учебно-воспитательного процесса.

Это фронтальный проект, выполняется всей группой.
Время, требуемое для выполнения проекта – 7 недель.

Алгоритм проекта:
1-й шаг    – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы. Введение в игровую (сюжетную) ситуацию – в гости к детям приходит Колобок, который хочет узнать, как звери поводят зиму в лесу.
2-й шаг    – определение взрослым цели проекта.
3-й шаг    – совместное обсуждение плана проекта. С какими животными хотели бы познакомиться дети? Что о жизни зверей в лесу в зимний период хотели бы узнать? Как это можно сделать?
4-й шаг    – совместное движение взрослых и детей к результату. О каждом животном читаем произведения художественной литературы (Бианки В. В., Блок А., Богданов М. Н., Введенский А., Заходер Б., Козлов С. Г., Маршак С., Орлов В., Прокофьев А., Соколов-Микитов И., Сутеев В., Толстой А. Н., Толстой Л. Н., Усачёв А., Ушинский К. Д., Чарушин Е., народные сказки, потешки и др.); рассматриваем иллюстрации, картины; беседуем, составляем рассказ и делаем иллюстрацию для книги «Как звери проводят зиму в лесу?».
5-й шаг    – совместный анализ выполнения проекта, оформление книги «Как звери проводят зиму в лесу?». Итоговое занятие «Путешествие колобка по зимнему лесу», на котором дети создают панно зимнего леса и обитающих в нём животных, отражая особенности их жизни, рассказывают Колобку о том, как зимуют звери в лесу. Совместное переживание результата.

Реализация проекта помогла педагогу осуществлять педагогическое  сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира: заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта; поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме; вызвать эмоциональный отклик; создать атмосферу радостного сотворчества с ребёнком, ориентировать детей на использование собственного опыта, накопленных знаний, впечатлений.

Литература:
  1. Бейко, В.Б., Березина, М.Ф., Богатырева, Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира [Текст]: науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЕН ПРЕСС», 2007. – 303 с.
  2. Большая книга животных [Текст]. – М.: «Белый город», 2007. – 301 с.
  3. Времена года: Дид. материал в картинках, методика [Текст]. – М.: Школьная пресса, 2006. – 12 с.+ 32 с. вкл.
  4. Горькова, Л.Г., Кочергина, А.В., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  5. Гризик, Т.И. Познаю мир [Текст]: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
  6. Каука, Р. Медвежонок Миша. Узнаем зверей: пособие для игрового дошкольного обучения [Текст] / Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. – 96 с.
  7. Малофеева, Н.Н. Энциклопедия дошкольника [Текст] – М.: ЗАО Росмен-пресс – 2007. -  200 с.
  8. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 224 с.
  9. Николаева, С.Н. методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада [Текст] / С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: просвещение, 2002. – 208 с., 8. ил.
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. Н. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
  11. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада [Текст] / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: личностно-ориентированный подход, экологическая культура дошкольников, саморазвитие, младший дошкольный возраст
Просмотров: 6918 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz