Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:48

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Проектная деятельность по валеологии как средство правового воспитания детей дошкольного возраста
[ ] 01.06.2010, 09:07
Елена Вячеславовна Юдникова,
воспитатель
МДОУ № 181 г. Кирова

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.

Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так Антуан Де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приучили…». Уже в начале ХХ века в Женеве Лига Наций приняла первый международный правовой документ – Декларацию прав ребенка, в которой указывалось, что родители, а так же добровольные организации, местные власти  и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер. Детский фонд ООН создал целую систему защиты прав ребенка. Одним из важнейших элементов этой системы является Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). Именно Конвенция о правах ребенка во всем мире признана основным документом международного права, что говорит о необходимости информирования о ее основных положениях как детей, так и взрослых во всех учебно-воспитательных учреждениях.

Изменения, произошедшие в российском обществе в последние годы, коренным образом изменили и социальный статус семей, что в свою очередь отразилось и на положении ребенка в обществе.
В современном обществе приоритетным становится принцип воспитания, при котором ребенок рассматривается не как объект воспитательного воздействия, а как субъект наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет взрослым сформировать личность, обладающую социальной ответственностью.

Одной из главных задач, рекомендованных ЮНЕСКО и стоящих перед педагогами и родителями детей, является формирование осознания прав человека. Поэтому мы считаем, что на современном этапе правового воспитания важным аспектом должно стать ознакомление каждого ребенка, в доступной ему форме, с его правами и обязанностями.
Для достижения гармонии с природой, с самим собой, обществом необходимо учить детей заботиться о своем здоровье с детства. Этому так же должны способствовать условия жизни, обучения и воспитания ребенка, строящиеся на принципах охраны и укрепления здоровья. Все это указано в статьях  Конвенции и Конституции РФ.

В нашем детском саду стало традицией проводить оздоровительную работу с детьми через реализацию проектов валеологической направленности. Для нас важно было разработать проект, в котором оздоровительное направление было бы тесно взаимосвязано с правовым воспитанием детей. Основной идеей этого проекта стало создание условий для реализации права ребенка на охрану его физического и психического здоровья.

Проектная деятельность была основана на программе Т.С. Казаковцевой «Здоровье с детства» и педагогических технологиях Соловьевой Е.В., Данилиной Т.А., Огневой Л.Д., Шорыгиной Т.А., в которых разработана система занятий по ознакомлению дошкольников с их правами. Проект строился на основе взаимосвязи работы педагогов, врачей, инструктора физвоспитания, инспектора по охране прав детства, родителей. Критерии уровня валеологической культуры были разработаны на основе содержания разделов программы «Здоровье с детства»: «Я – человек», «Правила гигиены», «Движение» «Вредные привычки», «Береги себя», «Я – хороший человек». В результате системной работы наблюдали повышение интереса детей и родителей к информационному материалу по правам ребенка; осознанное произвольное соблюдение прав и обязанностей.

Первым опытом в данной области стал проект для детей младшей группы «Я и мои родители», целью которого было расширение знаний у детей о своей семье, своих родителях, создание благоприятного психологического климата для физического и психического здоровья детей, выполнение совместных творческих заданий в кругу семьи. Основные усилия были направлены на реализацию права ребенка на активное позитивное общение детей со своими родителями. В итоге проекта для каждого ребенка был оформлен альбом «Моя семья», содержащий фотографии, работы детей и совместные семейные творческие работы, игровые задания для малышей.

Для детей старшего дошкольного возраста был разработан и реализован проект «Добрые и верные друзья нашего здоровья». Цель проекта – ознакомление детей и родителей с правом ребенка на охрану его здоровья, закрепленного в статьях Конвенции, формирование у детей представлений об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

В рамках реализации проекта с детьми проводились занятия и беседы о здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительные мероприятия, осмотр врачами и специалистами. Для родителей размещался информационный материал – законодательные статьи об охране здоровья детей. Знания детей закреплялись в играх, изобразительной и самостоятельной художественно-творческой деятельности, в спортивных развлечениях. Совместно с родителями в группе были оформлены фотовыставки «В здоровом теле – здоровый дух», «Любимые места отдыха нашего города». Итогом проекта стал детский праздник «Должны смеяться дети».
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию валеологической и физической культуры в своей семье.

Таким образом, проектная деятельность, сочетающая в себе два важных аспекта: валеологическое и правовое, способствует формированию привычки здорового образа жизни, позволяет воспитывать у детей чувство собственного достоинства, формирует способность сопротивляться жестокости, учит отстаивать свои права и соблюдать обязанности. Все это помогает будущим гражданам усвоить основные идеи и гуманистические ценности общества.
Литература:
  1. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
  2. Давыдова О.И., Вялкова С.М., беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребенка / Авт.-сост.: Е.В. Соловьева и др. – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: Конвенция о правах ребенка, право, валеологическая направленность, проектная деятельность, правовое воспитание дошкольников, проект
Просмотров: 5145 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz