Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:24

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
[ ] 01.06.2010, 09:15
Татьяна Анатольевна Лебединская,
заместитель заведующего,
Ирина Петровна Родыгина,
воспитатель
МДОУ №181 г. Кирова

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Значительные изменения, произошедшие в политической жизни нашей страны в конце ХХ века отразились на всех сферах жизни общества, в том числе и на системе воспитания. Приоритеты гражданственности и патриотизма социалистического общества утратили свое основное значение и интерес к патриотическому воспитанию в эти годы снизился. В современных условиях продолжающихся кризисных явлений  произошёл резкий спад и в семейном воспитании подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает одно из ключевых направлений семейного воспитания, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности ребенка как патриота России, способного отстаивать её интересы. В сложившихся условиях значительно возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление личности ребенка, его подготовка к самостоятельной жизни.

В связи с этим в современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство.
Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из направлений работы в 2009-2010 уч. г. стала задача патриотического воспитания: совершенствование системы методических приемов и содержания работы педагогов с детьми в области воспитания патриотических чувств, формирования основ национального самосознания и любви к Отечеству.

Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект в педагогике понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.

Проанализировав основные задачи воспитания старшего дошкольного возраста, мы разработали проект «Моя малая родина (Хлынов, вятка, Киров)» в старшей группе и определили основные цели проекта:
- формирование духовно-нравственного отношения к своему родному городу, чувства сопричастности к природе родного края, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- развитие познавательного интереса к социокультурной среде города Кирова, Кировской области.

В содержание проекта были включены основные темы:
- родной микрорайон города (место расположения детского сада);
- прошлое и настоящее города (история, знакомство с геральдикой);
- промышленность и архитектура города;
- памятные места, достопримечательности и места отдыха горожан;
- вятские народные промыслы;
- выдающиеся люди земли Вятской;
- земляки-герои Великой Отечественной Войны;
- природа Вятского края.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах Вятки, беседы о творчестве художников Васнецовых с рассматриванием репродукций, экскурсии в музеи. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: декоративное рисование, рисование «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструирование «Мост через реку Вятка», «Храм», коллективная работа «Панорама города» и др. Игровая деятельность включает дидактические игры и сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о родном городе. Было проведено развлечение «Вятские-хватские». Ко Дню Победы был организован праздник, на который пригласили ветеранов и детей военных лет.

Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Было проведено родительское собрание «Маленькие патриоты» и анкетирование родителей, позволившее выявить проблемы, и наметить пути работы с родителями в области патриотического воспитания.
Вместе с родителями дети посетили музеи, театры, достопримечательности города. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы, подбирали иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проекта. При поддержке родителей в группе была организована выставка «Сувениры города». Промежуточным итогом проекта стало совместное оформление альбома «Мой родной город».

К концу учебного года запас знаний детей о родном городе значительно увеличился, вырос интерес к природным и культурным ценностям родного края. Одним из значительных достижений мы считаем возникновение у родителей потребности в увеличении собственного запаса знаний о родном городе.

Разработанный в детском саду проект для детей старшего дошкольного возраста до конца не реализован и в настоящее время имеет лишь промежуточный результат. Проектная деятельность с детьми в области патриотического воспитания будет продолжена в подготовительной группе, что даст возможность закрепить и расширить полученные знания, объединить усилия семьи и детского сада для формирования духовно-нравственных качеств личности.
Литература:
  1. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001.
  2. Жакиков А.Д. Растите детей патриотами. - М.: Просвещение 1980.
  3. Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников. Педагогика ДОУ. № 1, 2009.
  5. Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. - М.: Айрис-пресс, 2008.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: проектная деятельность, патриотизм, патриотическое воспитание, проект, гражданственность, принцип сотрудничества, технология проектирования
Просмотров: 9066 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz