Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:05

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Проектная деятельность как один из путей повышения качества образования
[ ] 19.05.2010, 13:59

Лариса Вадимовна Добротворская,
воспитатель
МДОУ ЦРР д/сад №96 г. Кирова

Особенности развития современного общества, серьезные изменения, происходящие в экономической и социальной сферах, определяют запросы и потребности общества в личностях, обладающих такими качествами, как инициативность, самостоятельность, креативность, коммуникативность Становление данных качеств происходит в годы дошкольного детства
В связи с этим актуальным становится использование проектно-исследовательского метода, помогающего развивать творческие способности у детей, делающего их активными участниками учебного и воспитательного процессов, формирующего главную потребность – саморазвитие. Поэтому был разработан проект «Кому нужна вода?» для детей 6-7 лет.
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром по теме «Вода».

Задачи проекта:
1. Дать преставление о природных водоемах;
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: для поддержания жизни и здоровья, в бытовой и хозяйственной деятельности;
3. Расширять представление о воде, как среде обитания некоторых животных и растений, о приспособлении к жизни в водной среде;
4. Воспитание бережного отношения к воде, как природному ресурсу;
5. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы, находить разные способы решения задач, стимулировать познавательный интерес в процессе сбора информации.

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

1-2 этап «Постановка и обсуждение проблемы». При постановке темы проекта была использована жизненная ситуация - отключение воды в группе. Дети, заинтересовавшиеся этой ситуацией, стали выдвигать свои суждения, строили прогнозы. В ходе беседы детям предлагалось вспомнить свой собственный опыт, наблюдения и рассказать, где и каком виде они встречали воду, когда она им была необходима, бывали ли случаи, когда ощущалась ее нехватка или ее не было вовсе? Что они при этом чувствовали? Обсудили, кому еще в нашей группе нужна вода в детском саду, на Земле. Приняли решение: узнать о роли в жизни растений, животных, человека. Совместно спланировали деятельность: в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за помощью.

В ходе 3 этапа «Работа над проектом» поставленные задачи решались через разные виды деятельности.
  • Опыты и эксперименты: по выявлению свойств воды, её агрегатных состояниях, о значении воды в жизни растений «Есть ли вода внутри растения?», «Как попадает вода в растения?» и др. Понравившиеся опыты «Распускающийся цветок на воде», «Эффект рассола» дети с удовольствием проводят в свободное время в детском саду и дома.
  • Познавательные, речевые и интегрированные занятия: «Кому нужна вода?», «Кто в водоеме живет?», «Кто в море живет?», «В речном царстве».
На занятиях дети выполняют различные задания, обсуждают ситуации, находят решения. Так, знакомясь с проблемами загрязнения окружающей среды на занятиях «Почему воду нужно беречь?», «Как человек охраняет природу?» говорили о том, что вода нужна всему живому, но чистая, дети обсуждали последствия неправильного поведения человека в природе, провели опыты по очищению воды через разные фильтры, нарисовали природоохранные знаки.
На занятиях использовала результаты поисковой деятельности детей, принесенные ими иллюстраций, картинки, книги, фотографии, сообщения и т.п. В конце занятий перед детьми ставилась новая проблема или сообщалась о том, что будем изучать на следующем занятии, что содействует активизации самостоятельности ребенка.

Развитию познавательных интересов способствовали:
  • Тематические вечера «Сейчас узнаем» или «Это интересно» 1 раз в неделю, некоторые из них проводились совместно с детьми других групп.
  • Чтение литературы, в том числе и принесенной детьми и родителями. Обсуждали прочитанное, рассматривали иллюстрации, искали ответы на вопросы детей, разучивали стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о воде, решали кроссворды. Проводили викторины: «Кто в море живет?», «Самые-самые» и др.
  • Экологические беседы: «Могут ли водоемы тоже болеть, как люди?», «В каком виде может быть вода?», «Почему сельские жители и садоводы радуются обильным снегопадам?».
  • Чтение и обсуждения статей в газетах «Про Город» и «Источник новостей» о проблемах загрязнения водоемов, природоохранной деятельности людей, о предстоящем строительстве аквапарка.
  • Посещение музея - одного из средств развития эмоционально-чувствительного восприятия природы нравственного отношения к ней. В октябре посетили с детьми выставку работ Кировского художника В. Харлова в художественном музее и познакомились с его картинами: «Река Рябовка», «Вид на Лальскую бумажную фабрику», «Снег в октябре», «Весенние воды» и др.
  • Развитию чувства ответственности, самостоятельности способствовал труд в природе: забота о растениях, их полив, выращивание.
Собственная активность детей проявляется не только в познавательной форме экспериментирования, направленной на получении новых знаний, но и в продуктивной форме деятельности:
  • Дети с удовольствием отражали свои знания, впечатления в аппликации, лепке, рисунках. В рисовании использовали нетрадиционные техники и материалы. Это помогало расширить возможности изображения, развивало творческие способности детей, интерес.
  • В коллекционировании: игрушек «Кто в море живет», «Обитатели разных слоев океана», картинок, наклеек «Речные и морские обитатели» и т.п.
  • В изготовлении поделок, макетов «Морское дно», «Дельфинарий».
  • В составлении рассказов, в которых отражали свой собственный опыт, свои впечатления об увиденном, то, что узнали из книг, от взрослых.
  • В сочинении сказок. С особым интересом дети сочиняли и рассказывали сказки о значении воды в жизни растений детям старшей группы, изучающих полезные свойства овощей и фруктов. Такие выступления детей развивают у детей не только интерес и дружеские взаимоотношения, коммуникативные навыки, но и чувство ответственности.
В работе над проектом осуществлялась связь со специалистами: инструкторами по физической культуре и музыкальным руководителем. Показали для детей других групп и родителей музыкальную сказку «Марья-Искусница», герои которой попадают в царство к водяному.
В проекте активное участие принимали и родители. Они помогали подобрать литературу, стихи, загадки, принесли фотографии, иллюстрации, материалы из интернета. Совместно с детьми составляли рассказы и сказки, оформляли папку «У воды мы отдыхали, очень многое узнали», пополнили уголок экспериментирования. В выходные дни с детьми смотрели цикл телепередач ВВС «Живой мир. Тайны Тихого океана».

4 этап - презентация проекта. В ходе осуществления проекта были созданы выставки детских рисунков, альбомы, книги рассказов и сказок о воде, фотоальбом, детские коллекций. Результатом работы над проектом стал открытый показ занятия для педагогов «Океаны и моря на планете есть не зря».

5 этап – постановка новой проблемы: создать книгу для детей нашего детского сада «Берегите воду».
Таким образом, проект способствовал развитию кругозора детей, систематизации знаний, развитию поисковой, экспериментальной и познавательной деятельности, интеллектуальной активности, коммуникативности, творческих способностей. У детей формируется заботливое, бережное отношение к природе. Это позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

Литература:
  1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] /авт. – сост.: Л. С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ,2003.-96с. ( Развитие и воспитание дошкольника)
  3. Рыжова, Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. [Текст] /Н.А.Рыжова. - М.:Линка-пресс,1997.-72с., ил.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: познавательный интерес, интегрированные занятия, поисковая деятельность, проект, опыт, проблема, Вода, коллекции, экологические беседы, эксперименты
Просмотров: 2020 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52960)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26930)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz