Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:48

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Применение новой формы оценивания образовательных результатов учащихся 8-9 классов при помощи тестов в формате PISA на уроках химии
[ ] 24.05.2010, 09:36
Ольга Рафаиловна Полякова,
учитель химии
МОУ СОШ с УИОП №66 г. Кирова
 
Один из способов реализации компетентностного подхода – составление и использование заданий в формате PISA в образовательном процессе. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы – задача ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA – они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача – ситуация, случай, требующие решения. Вопрос и условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.[3]
Составляя задачи в формате PISA необходимо учитывать их следующие признаки:
условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос;
много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе;
необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания;
необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;
форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые также не были сформулированы четко. [3]
В рамках эксперимента по развитию исследовательских умений учителя и учащихся, работающих по проблеме компетентностно-ориентированного обучения, мною по предмету химия были разработаны задания в формате PISA по теме: «Кислород»

Тест: «Самый распространенный в природе»

«Исследование воздуха является в настоящее время важнейшим предметом химии. Этот упругий флюид обладает многими особыми свойствами, изучение которых способствует новым открытиям. Он состоит из двух видов «огненного», поддерживающего горение и дыхание, и «испорченного», не поддерживающего горения и дыхания».
К. Шееле «Химический трактат о воздухе и огне» [5]
«Оба они таки не узнали, что оказалось у них в руках. Элемент, которому суждено было революционизировать химию, пропадал в их руках бесплодно… Они лишь описали его, даже не догадываясь, что они описывают...»
Ф. Энгельс
«Диалоги о природе» [6]
 

 
Текст:
Кислород самый распространенный элемент на Земле. Он входит в состав всех окружающих нас веществ. Так, например вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие зеленую кору, содержат кислород. Кислород является важной частью многих органических соединений, например белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни человека.
В 1772 году шведский химик Шееле установил, что воздух состоит из кислорода и азота, В 1774 году английский химик Д. Пристли, разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. В 1777 году француз А. Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем кислородом. Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Лавуазье. [5]
Кислород – бесцветный газ, без вкуса, запаха, мало растворим в воде, тяжелее воздуха.
Кислород энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называются горением. Для того, чтобы горение началось необходимы два условия: 1) нагревание горючего вещества до температуры воспламенения; 2) доступ кислорода. Для прекращения горения необходимо исключить хотя бы одно из условий.
Применение кислорода основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют в разных отраслях химической промышленности, в металлургии, в ракетных двигателях, в медицине и т. д.
Пополняют запас кислорода в атмосфере зеленые растения.
 
Кислород в природе
 
 
Задача №1
Впервые состав воздуха был установлен французским ученым Лавуазье. Он нагрел ртуть в определенном объеме воздуха. Объем воздуха сократился, а ртуть покрылась налетом оранжевого света, оставшийся газ не поддерживал ни горения, ни дыхания. Тогда Лавуазье собрал с поверхности ртути оранжевые чешуйки, поместил их в пробирку, сильно нагрел и собрал выделившийся газ. Смешав собранный газ с остатками газа из первого опыта, он получил смесь газов, ничем не отличающуюся от воздуха. Разъясните опыт Лавуазье. Приведите уравнение тех реакций, которые он воспользовался для определения состава воздуха.

Задача №2
«Доктор Окс… не пользовался марганцовокислым натрием по методу Тессье дю Мотэ, а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи… Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, которая разлагалась на составные элементы, кислород и водород». Запишите уравнение реакций получения кислорода, о которых упоминается в отрывке повести Ж. Верна «Опыт доктора Окса». [2]

Задача №3
Используя диаграмму, определите массу кислорода в своем организме.

Задача №4
Жизненная емкость легких человека составляет 3 500 см3. Определите объем кислорода, содержащегося в том объеме воздуха, который человек вдыхает за 1 час, если совершает 16 вдохов в минуту.

Задача №5
Изучая свойства кислорода, Д. Присли ставит опыты. Вот как он описывает один из них: «Я взял некоторое количество воздуха испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделив его на две части, я ввел одну в сосуд, погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой, я ввел ветку мяты. Это было сделано в начале августа 1771 года. Через 8-9 дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой его части. В течение 7-ми дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях». Почему осталась живой мышь в сосуде, где была ветка мяты? Почему погибла во втором сосуде. [1]

Задача №6
Запасы кислорода в атмосфере составляет 1,5*1015 тонн, а сжигается ежегодно 1*1010 тонн. Население земного шара выдыхает ежедневно около 1080000000 тонн углекислого газа, и около 1265000000 тонн его выделяется при сжигании на производстве и транспорте.

Проанализировать сложившуюся ситуацию, было предложено ученикам 8-го класса одной из школ. Их мнения разделились:

Группа I. Увеличение населения и развитие промышленности привели к росту потребления кислорода. Например, каждая машина с бензиновым двигателем прошедшая 15 тыс. км потребляет 4350 кг О2, современный пассажирский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50-70 тонн кислорода. В результате при ускоренных темпах технического прогресса сокращение кислорода произойдет на 1/3 через 160-180 лет. Организм человека чувствует снижение концентрации кислорода более чем на 1%. Человечеству может грозить гибель от недостатка кислорода. [1]

Группа II. Другие учащиеся утверждали, что люди погибнут от удушья значительно раньше. Каждая машина, прошедшая 15 км выбрасывает 3250 кг углекислого газа, 530 кг угарного газа; промышленность ежедневно выбрасывает в атмосферу около 1,5 млн. тонн углекислого газа. Поступление углекислого газа за счет сжигания ископаемого топлива возросло со 100 млн. тонн в 1850 г. до 6 млрд. тонн в 1980 г. [5]
А как считаете вы, грозит ли гибель человечеству. Если да, то каковы пути ее предотвращения?

Задача №7
В своем произведении «Унесенные ветром» Митчелл М. описывает сцену тушения пожара: «… сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду… Она (Скарлет) сунула ковер в бадью и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за собою дверь. Целую, как ей показалось вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг нее». Правильно ли поступила героиня. Объясните ее действия. [4]

Оценка выполнения заданий:
 

омер задания
Оценка
баллы
За что дается оценка
1.
0
Не написано ни одно уравнение
1
Записано одно уравнение, нет объяснения явлений
2
Написано 1 уравнение и объяснение соответствующих явлений или 2 уравнения без явлений
3
Записаны оба уравнения и объяснены соответствующие явления
2.
0
Не написано ни одно уравнение
1
Записано одно уравнение, нет объяснения явлений
2
Написано 1 уравнение и объяснение соответствующих явлений или 2 уравнения без явлений
3
Записаны оба уравнения и объяснены соответствующие явления
3.
0
Задача не решена
1
Найден процент содержания кислорода в организме
2
Задача решена
4.
0
Задача не решена
1
Найден объем воздуха
2
Найден объем кислорода
5.
0
Ответа нет или он не правильный
1
Выдвинута гипотеза, что во время фотосинтеза выделяется кислород
2
Выдвинута гипотеза, показан принцип.
3
Выдвинута гипотеза, перечислены аргументы, показан принцип.
6.
0
Ответа нет
1
Ответ А или В
2
Ответ А или + собственная аргументация
3
Сопоставление ответов А и В, нахождение недостающего звена
7.
0
Ответа нет или он не правильный
1
Ответ правильный + 2 аргумента
2
Ответ правильный + более 2 аргументов

 
Умения, необходимые учащимся для решения данных заданий.
 
  1. Умение давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
  2. Умение представлять информацию под некоторый вывод
  3. Умение переходить от одного вида текста к другому
  4. Умение приводить известные знания для решения задач.
  5. Расчетные аргументы.
  6. Владение предметными навыками.
  7. Умение работать с составными текстами. Удерживать разные позиции, требующие реконструкции замысла текста.
  8. Умение использовать результаты предыдущих решений для данного задания.

Номер задания
Умения учащихся
№1
1,6
№2
1,6
№3
3,4,5
№4
3,4,5
№5
1,2,4
№6
1,2,7,8
№7
1,2,4,6

 
Отдельные задания – задачи в формате PISA использую в качестве познавательных задач на различных этапах урока с целью формирования исследовательских умений, самостоятельности мышления, познавательного интереса учащихся.

Набор заданий в формате PISA использую как диагностические и как обучающие, поскольку ученик приобретает новые знания и новые навыки. Привлечение межпредметной информации в процессе решения данных задач способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, теории, законов, конкретизации и углубление раннее приобретенных знаний по физике, химии, биологии, экологии.

Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и достать из него необходимую информацию;
оценить уровень развития предметных знаний и умений;
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.).
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции;
способствуют сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом;
определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами.

Литература:
  1. Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике для 5 и 6 классов. Изд. 2, перераб. и доп.  М.: Просвещение, 1967.-С.49
  2. Верн Ж. Опыт доктора Окса.//Школа Робинзонов. Клодиус Бомбарнак. Повести. М.: Правда, 1989.-С.418
  3. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA-2000.
  4. Митчелл М. Унесенные ветром. М.: Художественная литература, 1999.-т.1, с.418
  5. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии.Ч.-I. Пособие для учащихся. Изд. 2, перераб. М.: Просвещение, 1983.- С.145
  6. Крицман В.А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1990.-С.114
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: Задача, Лавуазье, Химия, PISA, кислород, умения, компетентности, Шееле
Просмотров: 4476 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz