Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:50

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности при ознакомлении дошкольников с сенсорными эталонами
[ ] 05.05.2010, 14:43
До 5 лет все основные психические процессы у ребенка носят непроизвольный характер. Ребенок не может управлять ими целенаправленно, он обращает внимание и запоминает только то, что вызывает у него интерес, яркое эмоциональное впечатление, воспринимает только тот учебный материал, который его заинтересовал. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем она более значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления. Поэтому педагог должен способствовать активному взаимодействию ребенка с миром. Знакомство дошкольников с сенсорными эталонами целесообразно посредством проектно – исследовательской деятельности.

Мы пришли к выводу, что деятельность ребенка будет результативнее, эффективнее, если при обучении будут учтены требования к педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности.
Целеполагание  педагогического сопровождения мы видим так:
  • социальный заказ времени, общества, семьи,
  • социализация детей дошкольного возраста,
  • совершенствование системы дошкольного образования в нашем ДОУ.
Обеспечение качества и эффективности дошкольного образования в детском саду мы считаем  возможным за счет:
  • применения эффективных методов обучения,
  • построение работы с детьми на диагностической основе,
  • гуманизация обучения  (ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности),
  • совершенствование предметно – развивающей среды,
  • взаимодействие с родителями воспитанников (изучение семьи, информация для родителей о развитии детей, домашние задания, совместные с детьми и родителями интеллектуальные игры).
Все это возможно через использование в работе с детьми проектного метода. Включение детей в проектно – исследовательскую деятельность осуществляем по следующим этапам:
  • занятия с включением проблемных вопросов;
  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
  • интеграция:
- частичная (сенсорное воспитание интегрируется с другим направлением программы),
- полная (сенсорное воспитание интегрируется со всеми разделами программы);
  • метод проектов (организация образовательного пространства, использование методов развития творческого познавательного мышления).
Задачи берем триединые: обучение, совершенствование психических процессов, формирование проектно – исследовательских умений и навыков. По линиям развития определяем задачи познавательного развития, физического развития, социального развития, эстетического развития. Например, в младшем дошкольном возрасте программа «Радуга» Т.Н. Дороновой и др. предлагает следующие задачи обучения.

Сенсорное воспитание:
*знакомить с представлениями о величине, форме,
*учить определять цвет, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов,
*знакомить со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость),
*знакомить со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками),
*закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать их по этим признакам, совершенствовать навыки установления по ним тождества и различия,
*учить детей называть формы: круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная.

Совершенствование психических процессов:
*формирование эмоциональной заинтересованности,
*знакомство с предметами и действия с ними,
*развитие мышления, воображения,
*речевое развитие;

Формирование проектно – исследовательских умений и навыков:
*учить обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем,
*учить способам обследования предметов, включая простейшее,
*осознание поставленной цели, овладение различными способами решения поставленных задач, поиск различных средств достижения цели,
*развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию,
*способствовать самостоятельной экспериментальной деятельности.

При постановке задач для каждого возраста были определены критерии их отбора:
  • соответствие возрастным и психическим возможностям развития и обучения дошкольников,
  • соответствие основополагающим целям и задачам дошкольного образования в целом и конкретно программе ДОУ,
  • опора на отечественные современные научные исследования в области теории и методики развития математических (сенсорных) представлений и понятий у детей дошкольного возраста,
  • обеспечение педагогического процесса современными методическими разработками и пособиями,
  • оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей и взрослого.
Опираясь на теорию оптимизации обучения Бабинского, были  выделены требования к построению работы с детьми:
  • обеспечение системности в процессе освоения сенсорных эталонов,
  • ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.д.),
  • создание благоприятных условий для развития ребенка в ДОУ и дома,
  • развитие познавательных способностей в процессе освоения сенсорных эталонов,
  • усвоение детьми математических терминов,
  • повышение познавательных интересов детей за счет развивающего обучения,
  • организация развития детей с учетом индивидуальных  способностей и возможностей,
  • гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня развития.
При создании развивающей среды (каждая возрастная группа имеет перечень необходимого оборудования, пособий, игр, игрушек, заместителей в целом предметной среды так и конкретно зоны «Сенсорика») реализуются следующие принципы:
  • рациональность размещения и сочетания зон;
  • функциональности и многофункциональности;
  • открытость и доступность материалов, пособий;
  • соответствие содержания зон возрасту дошкольников;
  • обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития;
  • популярность, степень использования детьми;
  • эстетичность.
Создание и использование концептуальной структуры педагогического сопровождения детей при ознакомлении с сенсорными эталонами методом проектирования дает возможность осуществлять развитие дошкольников с раннего возраста, эта структура предполагает создание условий для индивидуализации развития каждого ребенка.
Литература:
  1. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Якобсон С. Г. «Программа воспитания, образования и развития «Радуга». - М.: «Просвещение», 2004.
  2. Демина Е. С. «Развитие элементарных математических представлений». - М.: Творческий Центр, 2009.
  3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». - М.: Аркти, 2003.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: критерии отбора материала, этапность проектно–исследовательско, целепологание, оптимизация обучения, триединые задачи развития
Просмотров: 2580 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz