Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:50

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Общение как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
[ ] 19.05.2010, 14:29
Юлия Викторовна Дуркина,
учитель приготовительного класса
МОУ ВГГ с углублённым изучением
английского языка г. Кирова
kis.uv@mail.ru

Только много читая и размышляя,
постепенно преодолевая сомнения,
находясь в состоянии диалога с самим собой
и авторами философских, художественных
и педагогических произведений,
можно открыть для себя
источники духовного знания.
Е.О. Галицких [1]

Современный педагогический опыт, направленный на духовно-нравственное воспитание дошкольников, уникален и заслуживает внимания ученых, потому что ребёнок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к учителю, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребёнка.
С точки зрения педагогической науки [2,3], основным средством духовно-нравственного воспитания дошкольника является общение. Рассмотрим его с разных сторон педагогического опыта.

1. Общение педагога с ребёнком направлено на пробуждение и сохранение в нём человеческого достоинства. Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребёнок, как происходит в нём духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа. В моём опыте была такая ситуация. Ребёнок, мальчик, недавно потерявший трагически отца, обратился ко мне за душевной поддержкой. Он стремился самостоятельно справиться со своим горем, старался успокоить маму, сестру. Я пыталась помочь ему осознать, что сейчас он остался единственным мужчиной в доме, от него зависит душевная атмосфера в семье, что он становится взрослее. Я объясняла ему, что быть взрослым – это значит – брать на себя ответственность за других. Пережить трагедию и оказать эмоциональную поддержку нам помогла повесть «Прощание славянки» Наталии Сухининой [4], которую я читала детям. Главный герой Витя Гладышев, младший из шести детей, оставшихся без отца в годы Великой Отечественной войны, несмотря на все лишения и испытания, сумел сберечь в душе светлый образ отца.
Для понимания ребёнка учитель должен внимательно прислушиваться к речи детей и реагировать на такие реплики: «И зачем я родилась? Ничего не умею, такая неуклюжая. Я никогда мяч не поймаю! Никогда! Никогда!», - кричит девочка Надя. Свою задачу я вижу в том, чтобы создать ситуацию успеха, помочь девочке суметь, «поймать», решить, поверить в свои силы.

2. Особым духовным потенциалом обладает общение педагога с родителями. Каждый ребёнок приходит с вопросами, которые чаще всего являются отражением проблем в семье, её устоев, колорита отношений. Одна девочка в нашем классе говорит так: «Я дома как закричу, как ногами затопаю, так сразу всё у меня будет». Задача учителя – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что «такое хорошо, и что такое плохо». Об этом пишет Дайсаку Икеда  «если есть доверительные отношения с другом, с членами семьи, которые объясняют происходящее и успокаивают, то есть и надежда, ибо, по большому счёту, трудности и испытания жизни – почва для роста и мужания человека» [5, с. 115].
Необходимо использовать опыт семьи в своей работе, а при необходимости корректировать его.  В любой семье должно закладываться отношение к другому человеку, как к самому себе. Дошкольник живёт впечатлениями, которые с полным правом можно назвать судьбоносными для всей его будущей жизни, поэтому так важно с ранних лет окружить его материнской заботой и отцовским вниманием.

К сожалению, я часто вижу, как отцы, вечно занятые на работе, недостаточно открыты своим детям, считают их маленькими. А вот дедушки делятся со своими внуками временем, заботой, своими жизненными умениями: способностью кататься на коньках, чинить велосипед, играть в шашки и шахматы. В книге «35 кило надежды» Анна Гавальда показала нам уникальный опыт помощи дедушки Леона своему внуку в решении школьных проблем. Дед настоял на том, чтобы мальчик написал письмо директору школы с просьбой о зачислении:
«Я очень бы хотел учиться в Вашей школе, но знаю, что это невозможно, потому что у меня очень плохая успеваемость.
Я видел в рекламе Вашей школы, что у вас есть слесарные и столярные мастерские, кабинет информатики, теплицы и всё такое.
Я думаю, что отметки – не самое главное в жизни. По-моему, важнее знать, чего ты в жизни хочешь» [6, с. 79].

Писатель Альберт Лиханов в книге «Страна детства» рассказывает о том, как смог наладить доверительные отношения с внуком:
«У меня есть внук Иван, которого я, конечно же, люблю и хочу, чтобы он был ближе ко мне. Нов от я стал замечать, что наши разговоры с ним носят механический характер. «Как дела?» - спрашиваю я. – «Ничего», отвечает он. «Как в школе?» - «Нормально». И так далее.
Вроде бы диалог есть, а разговора нет. Тогда, во время прогулок, я начал подробно рассказывать Ивану, что было со мной в течение дня – с кем встречался, о чём разговаривал, с какими трудностями столкнулся. Внук тотчас ответил мне тем же. Я стал знать имена его одноклассников, какие трудности он испытывает. Мы стали ближе» [5, с. 64].

В моём классе есть удивительный дедушка, который окончил гимназию много лет назад и своё уважение к школе он передаёт в живом, повседневном общении своему внуку Ванечке. Такое общение дедушки с внуком и оказывает настоящую педагогическую поддержку ребёнку в духовно-нравственном взрослении.
В беседах со взрослыми на собраниях, консультациях я постоянно обращаю их внимание на потребность детей в общении с родителями, убеждаю их как можно больше времени проводить с детьми, наблюдать за их физическим и душевным становлением.

Вот какие рефлексивные реплики я получила после родительского собрания, посвящённого анализу адаптации дошкольников к жизни в приготовительном классе:
  • Трудно и страшно было начинать учиться.
  • Впервые у ребёнка появились друзья.
  • Очень нравятся ребята, нашёл друзей (в т.ч. и девочки), ни разу не слышала плохого и обидного от него о детях.
  • Ребёнок стал значительно более воспитанным. Стал меньше сидеть пред телевизором, больше играет в ролевые игры, конструирует.
  • Изменилось поведение: ребёнок стал более «взрослым», самостоятельным.
Родительские отзывы, ситуации,  происходящие в классе, становятся темами последующих родительских собраний. Подбираются отдельные главы для чтения из «Учебника жизни» свящ. Артемия Владимирова [7], из книги-диалога «Страна детства» А.Лиханова [5], из книги Киркос Р.Ю. «Православное воспитание детей дошкольного возраста» [8].

3. Организация общения детей друг с другом может носить целенаправленный деятельностный характер и обогащать их игры духовно-нравственным содержанием. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывать его мнение, договариваться, работать вместе дружно, делиться. Учатся со-участию.
Например, при работе в парах на уроках мы используем такие задания:
  • запомните имя своего соседа,
  • назовите ласково своего соседа,
  • посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро»,
  • поговорите со своим соседом и узнайте, во что он любит играть,
  • договоритесь между собой, кто из вас будет загадывать, а кто угадывать,
  • поделите между собой поровну дидактический материал.
В последнее время у детей наблюдается позиция долженствования, когда ребёнок заявляет: «Вы должны мне завязать шнурки», «Вы должны мне дать листок». В этой ситуации ребёнок занимает пассивную позицию и ждёт, что учитель разрешит за него возникшую проблему. Это опасно, потому что современная жизнь требует от людей активности, самостоятельности, инициативы, которые закрепляются или разрушаются именно в дошкольном возрасте.
Я часто наблюдаю, как детям сложно согласовать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут играть. Поэтому, включать детей в совместную творческую деятельность важно начинать в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие творческие задания:
  • нарисуйте одно солнышко вдвоём,
  • соберите на двоих одну картинку,
  • постройте вместе машинку из кубиков,
  • разделитесь на группы (по какому-либо признаку),
  • постройтесь в порядке следования событий, изображённых на рисунках.
«Субъектное отношение к сверстнику» (В.И.Слободчиков) даёт возможность дошкольнику приобрести опыт общения, адекватного оценивания себя, решения конфликтных ситуаций.

4. Общение ребёнка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание классической музыки, чтение художественных произведений радуют ребёнка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться её чуду. После экскурсии по родному городу, его историческому центру, дети делились своими впечатлениями, и выяснилось, что самое сильное впечатление оставило посещение Трифонова монастыря, «…потому что красиво».

Именно умение жить в общении с другими людьми учит ребёнка сопереживать, сострадать, сорадоваться, делает человека человеком. Мы, взрослые, педагоги, родители, ответственны за детей, потому что наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, способностью верить в душевные силы ребёнка, надеяться на его нравственный потенциал и любить в нём творческую индивидуальность.

Литература:
  1. Галицких Е.О. Духовное развитие личности. – Киров, 1997.
  2. Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г. Духовно – нравственное воспитание в начальной школе. – Москва, 2004.
  3. Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. – Москва, 2006.
  4. Сухинина Н.Е. Прощание славянки. – Яхрома, 2007.
  5. Икеда Д. – Лиханов А. Страна детства. Книга-диалог. – Москва, 2007.
  6. Гавальда А. 35 кило надежды. – Москва, 2008.
  7. Владимиров А. Учебник жизни. – Москва, 1997.
  8. Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста. – С.Петербург, 2007.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: сорадование, чтение, сострадание, диалог, размышление, Вера, сопереживание, соучастие, общение, индивидуальность
Просмотров: 4266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz