Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Конструирование и использование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся
[ Скачать с сервера (177.5Kb) ] 31.05.2010, 13:20
Алевтина Дмитриевна Барминова,
учитель физики
МОУ СОШ с УИОП №66 г. Кирова

В проекте национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано «Успешность планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой ставятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.» Выпускник школы для того, чтобы адаптироваться в обществе должен уметь учиться, быть творческой личностью, способной самостоятельно решать те или иные проблемы. Специфика современного понимания качества такова, что качество результатов образования (как одной из составляющих его качества) рассматривается как компетентность школьников в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.

Если мы будем в ходе обучения в системе использовать ситуационные задания, то мы оптимизируем процесс обучения, научим ребенка думать, научим быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научим активно, творчески пользоваться своими знаниями и умениями для решения жизненных проблем (именно в этом, как показали международные исследования PISA по оцениванию образовательных достижений школьников, российские школьники испытывают определенные трудности).

Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание - применение - анализ - синтез - оценка.

Через ситуационные задачи учащиеся учатся получать новые знания, они конструируют свое знание из внешних (информации) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов; учатся делать, т.е. практически применять изученное; учатся быть, что выделяет умения, необходимые каждому человеку для полного развития собственных возможностей.

Ситуационные задания позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства ребенка. Целью задачи «Экологическая цена автомобиля» является изучение и анализ загрязнения атмосферного воздуха выхлопами газа автомобильного транспорта.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения.
Информация представлена в виде текста, рисунков, статистических данных. Кроме того, было дано задание найти в библиотеке, Интернете информацию и подготовить краткое сообщение (не более 3-х минут) о влиянии автомобильных выхлопов на здоровье человека; обсудить с родителями какие дефекты в техническом состоянии ДВС увеличивают выбросы автомобиля в атмосферу? Как их устранить?

Эта задача проблемная и направлена на выявление и осознание способа деятельности. При решении задачи учитель преследует цель- освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности, а учащиеся – найти решение, соответствующее данной ситуации. Ее решение способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явление действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Решение задачи направлено на достижение образовательных результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применимых в разных видах деятельности. Данная задача связана с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. При решении учитель и ученик выступают как равноправные партнеры.

Для оценивания результатов решения я пользовалась шкалой «эффективно - неэффективно в решении проблемы», так как задача имеет множественность допустимых решений. Предлагаемые учащимися решения нельзя разделить на «правильные» и «неправильные». Они могут быть разделены по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, то есть соответствующими заданию.
Задания выполнялись индивидуально и в группах, в классе и дома.

Ознакомиться с заданиями можно скачав приложенный файл. Ссылка "Скачать с сервера"
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: ситуационная задача, загрязнение среды выхлопными газами, Экология, таксономия целей, физика, тепловые двигатели, К. Блум
Просмотров: 2600 | Загрузок: 437 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz