Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Комплексное занятие как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством
[ ] 20.05.2010, 10:26
Жанна Васильевна Мухачева,
Инна Рафаиловна Окатьева,
воспитатели,
Лариса Владимировна Пасякина,
старший воспитатель
МДОУ детский сад № 207 г. Кирова

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Представленный опыт включает в себя комплексное занятие с участием детей старшей, подготовительной группы детского сада по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративным искусством». Задачи, которые ставят перед собой педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №207 г. Кирова - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; побуждение дошкольников к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей. Включение детей подготовительной группы, как основных организаторов познавательной деятельности детей старшей группы, характеризует в данном занятии творческий подход педагогов МДОУ д/с № 207 г. Кирова к процессу воспитания.

Комплексное занятие по ознакомлению с декоративным искусством
(старшая, подготовительная группа детского сада)
«Как на нашей улице мастера живут…»
 
Цель занятия для старшей группы:
  1. Продолжать знакомить детей с историей России.
  2. Учить различать русскую глиняную игрушку (дымковскую, каргопольскую, филимоновскую). Уточнять и расширять знания о её характерных особенностях.Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественным произведениям русских мастеров. Воспитывать любовь и уважение к труду.
Цель занятия для подготовительной группы:
  1. Закреплять умение применять полученные знания о декоративном искусстве на занятии (украшая предметы).
  2. Продолжать закреплять использование детьми объяснительной формы речи и речи – доказательства в соответствии с принятыми нормами речевого общения.
  3. Развивать мыслительные операции (анализа и синтеза).
Предварительная работа:

Подготовительная группа
1. Изучение с детьми материала по истории возникновения   промысла, подготовка «мастериц» (индивидуальная работа по обучению росписи объёмной игрушки, роспись перьев характерным рисунком для каждого вида игрушек);
2. Совершенствование умения детей в декоративно оформительском искусстве - создание (с помощью взрослого) атрибутов к занятию:
А) изготовление с детьми элементов костюма - роспись фартука мастерицы узором, характерным для каждого вида игрушек; 
Б) лепка образцов игрушек: дымковской, каргопольской, филимоновской;
В) изготовление дидактических игр к занятию детьми всей группы «Дорисуй орнамент», «Найди игрушку», «Выбери узор».

Старшая группа
1. Изучение с детьми материала по теме: «История возникновения глиняной игрушки».
2. Изготовление педагогом: атрибутов к занятию (пошив фартуков для мастериц), контурного изображения карты России, схем для закрепления материала занятия, подготовка иллюстративного материала (по материалам А. Дорофеевой «Мир в картинках – глиняная игрушка»);
3. Подготовка педагогом музыкального сопровождения занятия.

Материал к занятию: карта России (контурное изображение), глиняные игрушки, схемы для составления рассказов (вариант прилагается), дидактические игры: «Дорисуй орнамент», «Найди игрушку», «Выбери узор», иллюстративный материал (издательство «Мозаика – Синтез», «Народная игрушка»), поднос, фартуки мастериц (расписанные узором), альбомы из серии «Народные промыслы», декорации.

Оборудование помещения: оформлены 3 избы в соответствии с изучаемыми игрушками. За столами в избах сидят «мастерицы» и «мастера» (дети подготовительной группы), расписывают соответствующую теме игрушку. Воспитатель подготовительной группы берет на себя роль Марьи Искусницы.

Ход занятия:
(Звучит русская народная музыка, дети входят в зал).

Воспитатель старшей группы:
- Посмотрите дети, мы с вами пришли на старинную русскую улицу. А на нашей улице мастера живут, и трудом своим нам добро несут. А кто-нибудь знает, откуда произошло это название «улица»? (ответы детей). Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представьте, что каждый из вас сидит у окошка своей избы и смотрит в окно. Что вы там видите? (лицо соседа). Раньше говорили, сидеть у окна – это сидеть у лица. Вот так и появилось слово «улица» - дорога между домами. Постепенно она становилась шире и шире. Вот какой простой и интересный русский язык.
- На Руси всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про таких людей говорили - это мастер «золотые руки». А как вы понимаете, что такое - «золотые руки»? (ответы детей).
- Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку. (Дети размещаются перед картой России). Жила - была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали её за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил её и понёс в своё царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю красивые пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в селе Дымково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки. Другое перо упало вблизи города Каргополя, и появилась красавица каргопольская игрушка. А третье перо упало у деревни Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую глиняную игрушку. (Воспитатель на карте прикрепляет пёрышки, расписанные орнаментом соответствующих промыслов). Но вот беда, налетел ураган на Русь матушку! Перепутал все краски, узоры, материалы (воспитатель показывает поднос с разрезными картинками различных игрушек лежащих хаотично). Давайте попробуем разобраться и у наших мастериц помощи попросим. (Дети идут к дому «мастерицы» филимоновской игрушки).

В избе стоит большой стол, за которым «мастерица» работает, расписывает игрушку. (Дети вместе с воспитателем старшей группы заходят в избу, здороваются с мастерицей и Марьей Искусницей).

Марья Искусница: Здравствуйте, гости дорогие! Я, Марья Искусница, всем мастерам русским помогаю, промысел старинный сохраняю. Проходите ко мне в избу, рассаживайтесь. Сказ начнём рассказывать, а вы слушайте, да запоминайте, мастерице нашей не мешайте! Рассказ мастерицы о промысле – «Филимоновская игрушка». Окончание рассказа - игрушка яркая, праздничная и добродушная. Её называют «маленькой радугой».

Марья Искусница:
Ребята, я вам предлагаю сложить из маленьких частичек большую радугу. (Дети старшей группы играют в дидактическую игру «Сложи целое»).
Марья Искусница благодарит мастерицу за рассказ, приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице каргопольской игрушки). Ознакомление с промыслом проходит аналогично, для закрепления материала проводится дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Марья Искусница благодарит мастерицу за рассказ, приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице филимоновской игрушки). Ознакомление с промыслом проходит аналогично, для закрепления материала проводится дидактическая игра «Подбери узор».
Промысел – «Дымковская игрушка».

«Мастерица» (ребенок подготовительной группы): Здравствуйте, красные девицы, да добрые молодцы! Посмотрите, что это за игрушка у меня на столе? (Ответы детей).

«Наш город старинный, когда - то был Вяткой,
И был на большую деревню похож.
А в Кирове Вятки старинной остатки
С трудом в отдалённых районах найдёшь.
В родной стороне, да над Вяткой-рекой,
Есть домик красивый, известный такой.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод расписной.
И дымковских кукол сверкающий ряд,
Выходит на свет показать свой наряд.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд».

«Мастерица»: Давайте, ребята, мы поиграем с вами! Я буду спрашивать вас о том, где и как делают дымковскую игрушку, а вы будете отвечать, да за правильные ответы жетоны получать.
1. Кто знает, как давно и где зародился промысел изготовления дымковской игрушки?
2. Почему слободу назвали Дымково?
3. Кто и к какому празднику делал дымковскую игрушку?
4. Какую глину использовали для изготовления игрушек?
5. Как лепили игрушку: из целого куска, или соединяли несколько частей вместе?
6. Что дальше мастерицы делали с игрушкой?
7. Какие цвета выбирали для росписи?
8. Какие узоры использовали?

«Мастерица»: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями! Посмотрите, как много жетонов у вас за правильные ответы. А теперь подойдите к моему столу и обменяйте каждый жетон на сувенир (вариант – медали с расписанными дымковскими игрушками, выполненные детьми подготовительной группы).

Марья Искусница:
Славен труд мастериц русских, уважают их люди, волшебницами зовут. А мне с вами пора прощаться, да в свою сказку возвращаться! Меня добром вспоминайте, мастериц моих не забывайте! До свидания! (Марья Искусница уходит).

Воспитатель старшей группы: Ребята, вернемся по нашей улице туда, откуда мы путь свой начали. Порядок на нашей карте наведём, правильно игрушки соберём! (Дети собирают из перепутанных частей силуэты всех трех видов игрушек и размещают их на карте). Вы сегодня молодцы были, много узнали, ещё больше запомнили, мне помогали, мастериц послушали, да и себя показали!

Содержание схемы для составления рассказов:
1. Где зародился промысел.
2. Материал.
3. Способы, этапы изготовления.
4. Особенности строения.
5. Особенности рисунка и материалов.
6. Назначение игрушки /в старину, в наше время/.

Таким образом комплексное занятие является эффективной формой обучения и воспитания дошкольников, позволяющей формировать у детей способность глубоко чувствовать и понимать искусство, проявлять свои эстетические взгляды, художественные и творческие способности в эстетической деятельности, а так же позволяет организовать взаимодействие и взаимообучение детей разного возраста.
 
Дополнительный справочный материал для педагога:
 
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Где зародился промысел?
Промысел зародился более 400 лет назад, в слободе Дымково, около г. Вятки.
Игрушку делали только женщины специально к празднику СВИСТУНЬИ, а затем он переродился в обычную ярмарку.
Материал.
Делали из красной глины, которую добывали на берегах Вятки реки.
Глину смешивали с речным песком, рубили лопатой, добавляли воду и месили её ногами. Затем скатывали глину в большие блины, заворачивали во влажную ткань и хранили её.
Способы, этапы изготовления.
Игрушку лепили по частям. Соединяли части с помощью жидкой глины, приглаживая неровности и шероховатости.
Затем игрушку сушили /от 2 до 20 дней/
Затем обжигали, остужали и белили мелом, смешанным с молоком.
Особенности строения.
Изначально делали только свистульки, затем стали делать отдельные фигурки людей и животных, а позднее стали появляться композиции. Игрушка, очень пропорциональная, похожа на настоящих людей.
Особенности рисунка и материалов.
Расписывали игрушку яркими красками, брали основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Составляли различные узоры из кругов и точек, клетки и пятен, прямых и волнистых линий. Дымковская игрушка была очень нарядная, потому, что рядом был город, мастера могли видеть красочные фарфоровые статуэтки, которые привозили из-за границы.
 
Назначение игрушки
/в старину, в наше время/
Делали игрушку разную, и уточек и свинок, барынь-водоносок, индюков.
Медведь - символизировал силу,
Баран – счастье,
Корова – достаток.
Играли дети только свистульками, другие фигурки покупали только для украшения избы. Их ставили на полки с посудой.
Сейчас дымковской игрушкой не играют. Она стала известным сувениром на весь мир.

 
 
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Где зародился промысел?
В деревнях, вблизи г.Каргополя, Архангельской области возник гончарный промысел. Летом гончары работали в поле, а с осени до весны занимались изготовлением глиняной посуды. Из остатков глины в минуты отдыха гончары стали делать глиняную игрушку. Позднее игрушку стала лепить вся семья: мужчины, женщины, дети.
Материал.
Лепили игрушку из красной глины.
Способы, этапы изготовления.
Лепили каргопольскую игрушку из целого куска глины, а не из частей, как дымку.
Затем игрушку обжигали и раскаленное изделие окунали в «болтушку» /густой раствор муки с водой/. Пригоревшая мука оставляла на игрушке кружевной узор. Такую технику называли «Обвар», а игрушку «Обварной» Затем на игрушке выцарапывали орнамент.
Позднее игрушку стали расписывать известью, сажей и цветными глинами. В настоящее время игрушку расписывают красками.
Особенности строения.
Как правило, каргапольские игрушки – это одиночные фигурки. Игрушки грубоваты по лепке, у них плоские лица. Игрушки животных похожи на мистических животных. Например: мистическое существо Полкан. Пол коня, пол человека. Считалось что он охраняет северные границы от врагов.
Особенности рисунка и материалов.
В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна. Рисунок напоминает наскальные рисунки древних людей.
Назначение игрушки
/в старину, в наше время/
Играли дети только свистульками, фигурки людей и животных использовались как обереги.
Каргопольская игрушка сегодня – это сувенирное изделие.

 
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Где зародился промысел?
В деревне Филимоново Тульской области возник гончарный промысел. Летом гончары работали в поле, а с осени до весны занимались изготовлением глиняной посуды. Мужчины лепили только посуду, игрушку лепили только женщины.
Материал.
Игрушку лепили из белой глины. Эта глина называлась «Синика». Эта глина имела слегка голубой цвет. Когда глину замешивают, мнут как тесто, то она становится почти чёрного цвета.
Способы, этапы изготовления.
Игрушку лепят из целого куска, вытягивая, при помощи пальцев.
Затем её обжигают. После обжига тёмно – серая глина становится белоснежной. Игрушку ни чем не покрывают, сразу расписывают.
Особенности строения.
Форма игрушки необычная. Шеи животных длинные, лошади похожи на жирафов. / т.к. глина очень жирная, её можно было сильно вытянуть/ Все персонажи имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. У всех фигурок короткие ноги.
Особенности рисунка и материалов.
По началу игрушку расписывали цветными камушками, которые растирали до порошка и смешивали с водой. Затем игрушку стали расписывать красками. Наносили краску гусиным или куриным пером. При росписи используются цвета: малиновый, жёлтый, синий. Чтобы получить дополнительные два цвета, накладывают на жёлтый, синий и малиновый. И получают зелёный и оранжевый.
Филимоновские мастера изображали людей всегда улыбающимися. Все игрушки – свистульки. /даже у барынь под мышкой утка – свистулька/ Все, кроме петуха, павлина, индюка. Рисунок простой, чередование цветных полос. Животные расписываются различными полосами поперёк туловища и шеи. Орнамент наносился на юбке и рубашке людей.
Игрушка яркая, праздничная и добродушная. Её называют «МАЛЕНЬКОЙ РАДУГОЙ»
Назначение игрушки
/в старину, в наше время/
Существует более 50 видов игрушки. Нет в живых ни одного старого мастера, но промысел не умер.
В середине июля в д.Филимоново собираются мастера народных промыслов на фестиваль «Поляна».


Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: творческий подход, филимоновский промысел, История России, каргапольский промысел, дымковский промысел, опыт работы
Просмотров: 6846 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz