Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:33

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Как научить думать и говорить связно на уроках русского языка?
[ ] 01.06.2010, 09:11
Светлана Борисовна Ронгинская,
учитель начальных классов
МОУ ВГГ г. Кирова,
e-mail: ronginskayasb@mail.ru

Современному обществу нужны думающие и грамотные специалисты. Подготовку специалистов осуществляет образование. Поэтому главной задачей современной школы является не только приобретение знаний, умений и навыков, но и формирование интеллектуальной, учебной и социальной компетентностей – в этом особенность современного качества образования.

Работа по формированию данных компетентностей начинается уже в начальной школе. Данной проблеме в процессе обучения отводится важное место. Для её решения необходимо, чтобы ученики не только получали знания, но  могли рассуждать, решать проблемные ситуации с опорой на имеющиеся знания. Чтобы не просто запоминали изученное, а думали, анализировали, обобщали, устанавливали причинно-следственные связи. Поэтому большинство заданий на уроках должно иметь не репродуктивный характер, а поисковый, творческий, заставляющий учащихся размышлять, связно, обоснованно, аргументировано выражать свои мысли, что и позволяет достичь нового уровня в качестве образования.

Существенную помощь в этом оказывает методика обучения средствами субъективизации. Её автор Г.А. Бакулина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ. Главной целью данной методики является взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников.

Обычно урок, проводимый по данной методике, начинается с мобилизующего этапа. На его основе осуществляется аккумулирование имеющихся у детей знаний и опыта для решения новой проблемы. Предлагаемое задание настраивает учащихся на аналитическую деятельность, в ходе которой они приходят к противоречию между уже имеющимися знаниями и новым знанием. Свои аргументированные рассуждения они оформляют как связный текст монологического характера.

Далее, обобщая свои «старые» знания и новую, «открытую», проблему, ученики формулируют тему урока в виде текста-рассуждения. После этого тема урока фиксируется учителем на доске. Также учащиеся определяют дидактическую цель данного урока. Для этого сопоставляют тему урока с предложенной учителем опорной записью. Основу опорной записи составляют ключевые слова и схемы некоторых языковых понятий, синтезирование которых обеспечивает формулирование детьми дидактической цели урока связным текстом.

При работе над минуткой чистописания  дети сначала выполняют аналитические упражнения с предложенными учителем наборами букв (каждый раз уровень сложности и комбинации усложняются) и на их основе формулируют тему минутки чистописания. Свой выбор ученики аргументируют в форме связных предложений. После установления буквы для минутки чистописания обучающиеся составляют устный план предстоящих действий по написанию буквы и её элементов и предлагают узор или закономерность из буквы и элементов букв. После этого они пишут строчку чистописания с комментированием (один ученик на доске, остальные – в тетрадях).

Работа над словарными словами  имеет целью сначала представление нового словарного слова учащимися  через решение логико-лингвистической задачи. Свои решения ученики выстраивают в виде связного текста, в конце которого называется выявленное ими словарное слово. После этого выявляется лексическое значение слова через родо-видовое понятие, где дети доказательно обосновывают существенные признаки предмета, обозначенного данным словом. Затем им учитель предлагает этимологическую справку по слову. Далее детьми осваивается орфография слова, т.е. ставится ударение, выясняется безударный гласный, который запоминается. Если в слове имеется ещё и другая орфограмма, то она также проговаривается. Затем слово вводится в активный словарь детей через выполнение различных логико-синтаксических заданий, активизирующих речемыслительную деятельность детей.

В работе над новым материалом ученики совместно с педагогом анализируют изучаемую проблему на конкретном лингвистическом материале. Ведётся конструктивный диалог, в ходе которого поэтапно детьми формулируются части правила или понятия, или алгоритма действий. Свою точку зрения учащиеся доказывают развёрнутым ответом-текстом. В завершении дети сами делают вывод: формулируют правило или понятие, или алгоритм, которые затем сравниваются с правилом или определением понятия, или алгоритмом действий учебника. В итоге работы дети повторяют правило по памяти со своими примерами, которые ещё не звучали на уроке.

При закреплении материала выполняются задания, направленные на развитие не менее четырёх психических качеств: памяти, внимания, мышления  и речи. Дети устанавливают причинно-следственные связи, анализируют и синтезируют, обобщают, решая орфографические, фонетические, морфологические и синтаксические задачи. Уровень сложности задач постепенно возрастает как на одном уроке, так и от урока к уроку. Обязательна работа с текстом, который не даётся в готовом варианте. Ученикам предъявляется «заготовка», которую необходимо преобразовать определённым образом на основе анализа текста и дополнительного материала к нему: таблиц, схем, формул  так, чтобы получился текст. Текст обязательно носит нравственно-познавательный характер, который привлекает внимание детей своим содержанием. К каждому тексту после его составления предлагаются три-четыре дополнительных задания по разным разделам русского языка. Задания требуют концентрации внимания и способствуют углублению имеющихся знаний обучающихся. Задания составлены с возрастающим уровнем сложности, что поддерживает интенсивность и активность интеллектуальной деятельности детей.

В работе широко используется приём антиципации, который позволяет ученикам самим сформулировать задание на предложенном материале и спрогнозировать его результат. Ученики учатся доказывать свою позицию, анализируя материал и ответы товарищей. В этом помогает сборник практического материала для учащихся по русскому языку «Учусь с интересом!» для 1-4 классов. Авторами данного сборника являются Г.А. Бакулина и учителя начальных классов нашего города – участники творческой лаборатории под руководством данного учёного. Выполняя задания из сборника, ученики думают, пишут грамотно и говорят связно, что является неотъемлемой частью лингвистической компетентности.

Результатом работы по данной методике считаю повышение заинтересованности моих учеников в знании родного языка: дети с желанием выполняют различные аналитико-синтетические задания и сами, пользуясь приёмом антиципации, их составляют и решают, критически подходя к ответам товарищей. Обучающиеся в моём классе внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не только их лексический, но и углубляет интеллектуальный уровень. Большинство детей без затруднений формулируют тему и цель урока, что позволяет на более осознанном, лично-ориентированном уровне усваивать новый программный материал. Речь учеников стала развёрнутой и  доказательной.

Мне самой интересно думать над решением предложенных автором методики логико-лингвистических задач, а также их составлять, открывать что-то ранее незамеченное. Данная методика как хорошая гимнастика ума не даёт мне стоять на одном месте, а заставляет постоянно самосовершенствоваться, углублять и обновлять свои имеющиеся знания. Стараюсь и своих учеников научить этому же, чем их приближаю к уровню современного качества образования.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: принцип антиципации, формулирование темы урока, интеллектуальное развитие, целеполагание, языковое развитие, субъективизация, мобилизующий этап
Просмотров: 2206 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz