Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:25

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Из опыта конструирования и апробации ситуационных задач на уроках математики в 6 классе
[ ] 28.05.2010, 09:28
Вера Анатольевна Суровцева,
учитель математики
МОУ СОШ с УИОП № 66 г. Кирова

Под современным качественным образованием понимают наличие умения решать детей реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Мало кто из взрослых людей, не связанных профессионально с математикой или физикой, могут припомнить какие-либо формулы или теоремы.
Конечно, все «животрепещущие» проблемы человечества рассмотреть на уроках невозможно, тем более невозможно предложить их решение. Однако всем учебным предметам, как бы далеки друг от друга они не были, присущи некоторые универсалии, связанные со стратегией познания. На уроках математики, химии, географии, истории, иностранного языка ученики пользуются примерно одним и тем же набором интеллектуальных операций: они распознают и сравнивают факты и явления, отбирают и ранжируют данные согласно определённым критериям, классифицируют, формулируют обобщения.

Именно с такой позиции и рассматриваются ситуационные задачи, так как это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов.

Мною была составлена, согласно таксономии целей К. Блума, и апробирована ситуационная интегрированная задача «Мир глазами Гулливера». Её целью является выработка у учащихся практических умений и навыков, связанными с математическими вычислениями по карте и измерительными работами на местности. Это даёт возможность учителю географии при изучении приёмов съёмки плана пути не повторять этих вопросов, а обратить внимание учащихся на овладение приёмами ориентирования планшета, визирования проведение отрезков на плане соответственно избранному масштабу. Эти знания учащиеся демонстрируют на туристических слётах в спортивном ориентировании, когда работают по картам. Тема «Масштаб» имеет практическую направленность. Её применяют во многих профессиях: модельеры, инженеры, картографы, геологии, инструкторы по туризму, скульпторы и т.д. А каждому человеку нужна для составления плана квартиры или комнаты для перестановки мебели; садового участка для планирования построек, сада, клумб и т.д.

Название задачи
«Мир глазами Гулливера»
Личностно – значимый познавательный вопрос
     Друг и брат для карты я
     И вы знаете друзья –
     Шар земной, страну и город
     Не увидеть без меня.
     Длины гор, дорог и рек,
     Пусть он даже много знает,
     Без масштаба человек
     Никогда не сосчитает.
Так что же такое масштаб?
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде
Текст1. При изображении местности на листе бумаги приходится расстояния уменьшать и давать их в сантиметрах и миллиметрах. Для этого надо выбрать масштаб. М а с ш т а б – это отношение длины отрезка на изображении (на карте) к соответствующей длине отрезка в действительности (на местности).  Масштаб показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности. Например, М 1:100 - 1 см на изображении соответствует 100 см в действительности, то есть на самом деле отрезок в 1см на изображении в 100 раз больше, то есть данный масштаб даёт уменьшение.
Само слово «масштаб» пришло к нам из немецкого языка. Маβ означает: «мера», «размер», что говорит о связи с математикой. В жизни мы говорим «масштабный», «крупномасштабный», «масштабировать», что означает – изменять все размеры в определённое количество раз.

Текст2.
Масштаб можно записать в виде отношения 1:1000 (читается: одна тысячная). Масштаб, записанный в таком виде, называют численным. Обычно рядом с численным масштабом пишут пояснение, например: в 1 см 10 м, т.е. 10000 см переводят в метры. Это значит, что 1 см на плане соответствует 10 метрам на местности. Масштаб, записанный в таком виде, называют именованным, а расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане, называют величиной масштаба. С помощью величины масштаба очень удобно определять расстояния. Для более точного определения расстояний или размеров предметов на планах помещают линейный масштаб. Он представляет собой прямую линию, разделённую на равные части (обычно на сантиметры). На линейном масштабе видите, что на расстоянии 1 см от начала линии стоит цифра 0. От 0 вправо написано то расстояние на местности, которое помещается в 1 см, в 2 см и так далее. Сантиметр слева от 0 делят на равные мелкие части. Обычно при работе с линейным масштабом используют циркуль измеритель.


Текст3.
Для обмера предметов средней величины, не имея под рукой метровой линейки или ленты, можно поступать так. Надо натянуть веревочку или отмерить палку от конца протянутой в сторону руки до противоположного плеча (рис. 1)- это и есть у взрослого мужчины приблизительная длина метра. Другой способ получить примерную длину метра состоит в том, чтобы отложить по прямой линии шесть «четвертей», то есть шесть расстояний между концами большого и указательного пальцев, расставленных как можно шире (рис. 2а).

Последнее указание вводит нас в искусство мерить «голыми руками»; для этого необходимо лишь предварительно измерить кисть предварительно измерить кисть своей руки и твердо запомнить результаты промеров.
Что же надо измерить в кисти своей руки? Прежде всего ширину ладони, как показано на рис. 2б. У взрослого человека она равна примерно 10 см; у вас она, быть может, меньше, и вы должны знать, на сколько именно меньше. Затем нужно измерить, как велико у вас расстояние между концами среднего и указательного пальцев, раздвинутых возможно шире (рис, 2в). Далее, полезно знать длину своего указательного пальца, считая от основания большого пальца, как указано на рис. 2г. И, наконец, измерьте расстояние концов большого пальца и мизинца, когда они широко расставлены, как на рис. 2д.

Пользуясь этим «живым масштабом», вы можете производить приблизительно измерение мелких предметов.
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление
Изучите виды масштаба. Какой из этих видов масштаба применяется для решения математических задач?
Определите, во сколько раз уменьшены расстояния на планах с численным масштабом 1:50, 1:200, 1:5000. Какой из этих масштабов показывает самое значительное уменьшение?
Понимание
Всем известно выражение: «Из мухи сделать слона». Длина индийского слона средних размеров равна 6м. во сколько раз надо увеличить длину мухи до размеров слона? Какими целыми числами можно записать отношение размеров мухи и слона? К какому виду масштаба отнесём данное отношение?
Применение
Вы заблудились во время длительного похода в лесу. У Вас нет компаса, линейки, но есть карта местности. Вам необходимо выйти к ближайшему населённому пункту. Каковы ваши действия?
Анализ
Вам необходимо добраться от Саратова до Ульяновска. С помощью атласов автомобильных и железных дорог рассчитайте расстояние от одного города до другого и время, которое затратит пассажир, если скорость поезда 80 км/ч, а скорость автобуса 60 км/ч. Цена билета на поезд равна 920 руб, а на автобус 600 руб. каким способом выгоднее добраться?
Синтез
Используя разные источники информации, составьте перечень профессий, где необходимы применения знаний о масштабе.
Оценка
Давайте мы с вами попробуем себя в роли помощника нашего президента. Наш президент собирается посетить несколько городов с визитами и провести в них различные совещания. Мы знаем, что совещания у президента длятся 4 часа. Ему нужно посетить следующие города: Саратов, Астрахань, Казань, Владивосток, Воркуту, Екатеринбург. Президенту не обязательно посещать эти города в том порядке, в каком они записаны. Вы сами можете составить программу посещений для нашего президента. Но вы должны учитывать, что скорость перемещения личного президентского самолета составляет 400 километров в час и что у президента очень много дел и ему как можно скорее нужно вернуться в Москву.

 
Использую ситуационные задачи на уроках математики при изучении следующих тем: проценты, площади, объёмы, статистика и т.д. ситуационные задачи включаю на вводном уроке в большую тему, как фрагмент для мотивации на уроке, как проблемную задачу на весь урок, как домашнее задание, как элемент оценки результатов учащихся. Подобные ситуационные задачи встречаются в ЕГЭ. Поэтому считаю целесообразным учить детей решать эти задачи, так как они активизируют познавательную деятельность школьников в решении жизненных проблем. При их решении эффективно используются компетентности каждого школьника.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: ситуационная задача, умения, жизненные проблемы, навыки, масштаб, практико-ориентированный, интегрированная задача, Математика
Просмотров: 4385 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz