Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:32

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Использование метода проектов при организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников
[ ] 02.06.2010, 10:13
Елена Евгеньевна Рудакова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с УИОП № 28 г. Кирова,
e-mail: lyallechka@yandex.ru

В современном обществе произошли значительные изменения в сфере образования. Новые принципы личностно-ориентированного обучения, индивидуального подхода, потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе необходимы такие методы, которые были бы направлены на:
- формирование активной, самостоятельной и инициативной личности;
- развитие общеучебных умений и навыков, исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Строя работу на принципах деятельностной педагогики, подразумевающей самостоятельную работу ученика по открытию нового знания (под руководством учителя), сталкиваешься с проблемой организации этапа урока, когда дети выполняют проектную задачу, т.е. самостоятельно ищут информацию, планируют деятельность и находят принципиально новый (до этого неизвестный) результат. Это побудило меня обратиться к изучению теоретических основ метода проектов и апробировать их в практической деятельности.
Актуальность темы в том, что инновационный поиск новых методов обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Прообразом проектной деятельности для младших школьников является решение проектных задач. Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах. Здесь проявляются умения планировать ход решения, распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» - писал В. Гузеев.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Требования к учебному проекту – совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения на любых учебных предметах и во внеурочной деятельности. Проекты могут быть как краткосрочными (недельными, месячными), так и годовыми. Их можно применять в качестве обобщения изученного материала по предметам: окружающему миру («Путешествие Капельки», «Загадочный мир животных»), информатике и чтению («Вместе делаем книгу»), информатике и русскому языку («Сказка о частях речи»), риторике («Руководство молодому ритору»), ОБЖ («Охрана зрения»), а также в рамках внеклассной работы: творческие («Моя школа в будущем»), информационные («Веб-сайт класса») и социальные («Подарок ветеранам») проекты. За несколько лет работы в данном направлении формируется банк проектов:

"Путешествие Капельки"
"Пернатые друзья"
"Осторожно, зима!"
"Охрана зрения"
"Я хочу сделать мой город чистым!"
"Путешествие ботаника вокруг школы"
"О Тобиках и Мурзиках"
«Руководство молодому ритору»
«Грозят ли камнеточцы Кировской области?»
«Вместе делаем книгу»
«Загадочный мир животных»
«Удивительное рядом»
«Поделись конфеткой»
«Наша школа в будущем»
«Творческая мастерская»
«Подарок мамам»
«Подарок ветеранам»
Создание веб-сайта класса www.chudochado28.narod.ru
«Сказка о частях речи»
«Хлеб – всему голова»
«Переработка мусора»
и многие другие.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от решения проектных задач в рамках одного урока, от недолговременных однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Отслеживание результатов при использовании метода проектов на протяжении последних трех лет показало, что удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: Презентация, банк проектов, проектная деятельность, поиск информации, проект, метод проектов, продукт, проблема, деятельность, компетентности
Просмотров: 3909 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 2
2  
Всё конкретно, доступно,понятно.

1  
Хорошая статья, главное - все по делу

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz