Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:22

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности
[ ] 05.05.2010, 14:56
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

*Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

*Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

*Заучивание стихов детям с ограниченными возможностями можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.

*Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы. Предлагается детям придумать рассказы:
  • «Если б я был утюгом»
  • «Как приготовить твое любимое блюдо»
  • «Приключения шишки»
  • « Я Инопланетянин»
  • « Я - школьная принадлежность»
Для этого используется  общая карта - схема №1 и карты - схемы №2, №3 - помощники для составления рассказа (приложение).

Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Через мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или голубая буква «3», весна - зеленая буква»В», лето - красная буква «Л».
Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы как от педагога, так и от детей:
  • наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
  • раздаточный материал;
  • обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы;
  • выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалаётся достичь следующих результатов:
  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:
  1. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  2. Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.
  3. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
  4. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
  5. Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005.
  6. Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.
 КАРТА-СХЕМА №1
кто я?
На чем
место и время
девочка
мальчик
дед
баба
царь
царица
внук
внучка
волшебница
злая ведьма
Баба-Яга
дети
король
королева
заяц
лиса
еж
белка
инопланетянин
машина
поезд
пароход
метла
лошадка
ракета
летучий корабль
летающая тарелка
воздушный шарик
шапка-невидимка
цветик-семицветик
сапоги-скороходы
автобус
самолет
лодка
зонт
зебра
кит
комета
лес
поле
поле, река
луна
планета
цирк
дом
Африка
в сказке
в театре
зима
осень
сказочный город
Северный полюс
тропинка
полянка
океан
Марс
весна


КАРТА-СХЕМА №2
кого встретили?
кто помог?
конец
Баба-Яга
Дед Мороз
Солдат
Инопланетян
Пираты
Кощей бессмертный
Водяной
Фея
Гномы
пираты
роботы

волшебница
джинн
снеговик
птицы
золотая рыбка
ковер-самолет
мертвая и живая вода
сапоги-скороходы
летающая тарелка
волшебное яблоко
зеркало
добрая фея
звери
свадьба всем весело
герой умер
слезы разлука
пир

КАРТА-СХЕМА №3
какими словами можно начать рассказ
слова-связки
какими словами можно закончить рассказ
жили-были,
давно это было,
как-то раз,
однажды,
в некотором царстве,
давным-давно,
за тридевять земель,
в одном королевстве,в одном лесу,
далеко-далеко.
а в это время,
потому что,
пустились они,
и стали они,
решили они,
неожиданно,
и вот тогда,
а навстречу,
один раз,
мимо пробегал.
тут и сказке конец,
вот и сказке конец,
вот вам и сказка а мне бубликов связка,
и все стало ясно,
так и жили они, не
тужили,
живут-поживают, горя не знают,
стали жить поживать,
а кто слушал молодец,
и живут они в мире и согласии.


Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: мнемотаблица, пересказ, Рассказ, мнемотехника, образ, модель, стихотворение, символ, монолог, кодирование
Просмотров: 13035 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 2
2  
материал очень хороший .Занимаюсь этой темой

1  
Огромное спасибо за материал-я давно хотела взяться за эту тему, сомневалась.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz