Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:35

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Использование электронного учебника при организации самостоятельной работы как средства формирования ИКТ – компетентности учащихся
[ ] 19.05.2010, 15:04
Татьяна Николаевна Черникова,
учитель информатики
МОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла,
г. Ноябрьск, chtnsp@rambler.ru

Сегодня, когда образование является основой персонального и профессионального успеха любого человека, его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Требования, предъявляемые к образованию, изменились. Выпускник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий. Главным критерием качества образования становится не объем полученных знаний, а степень освоения учащимися основных компетенций. Важнейшим условием и ведущим фактором, определяющим успешность учебной деятельности школьников с использованием компьютерных технологий, является готовность учеников к продуктивной деятельности в дидактической компьютерной среде. Формирование информационно-коммуникационной компетентности при изучении курса «Информатика и ИКТ» это не только формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Этому могут в значительной степени способствовать мультимедийные интерактивные учебники – практикумы, которые имеют ряд преимуществ и преследуют цель развития умственной деятельности учащихся. Учебник позволяет учесть индивидуальные особенности восприятия информации.

В своей работе использую учебно–методический комплекс (УМК) «Сетевые технологии» Л. Ф. Соловьевой

Электронный учебник установлен на каждом компьютере ученика, "...в нём учтены многие важные факторы: возможность систематического применения, эстетичность и единый стиль подачи учебного материала, целесообразное использование гипермедиа, соответствие технологических решений методическим задачам и т. д.
Важной особенностью УМК являются дидактические и технологические приемы и формы организации учебного материала.


Учебник включает обширный графический и видеоматериал, большое количество примеров, учитель получает возможность максимально использовать наглядные методы: иллюстрации, демонстрации (с видео и звуком). В то же время такой разнообразный материал позволяет реализовать методы стимулирования интереса к учебе: создание ситуаций познавательной новизны, занимательности. Яркий, запоминающийся видеоряд призван оказывать положительное эмоциональное воздействие на ученика, настраивать его на включение в творческий процесс.
Традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая комплекса позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся: работу с обычным и электронным учебником, просмотр и анализ видеоматериалов, выполнение практических работ, разнообразное компьютерное тестирование. Практические работы не только позволяют приобрести и закрепить основные умения и навыки, но и демонстрируют возможные варианты применения данной программы для решения различных задач, возникающих в повседневной деятельности современного человека.

Известно, что многие ученики не любят читать длинные параграфы учебников, а стремятся получать непрерывно возрастающие объемы информации в лаконичной форме. С учетом этого, учебник содержит компактно изложенную информацию с большим количеством иллюстративного материала, облегчающего понимание. Кроме этого, применен методический прием, заключающийся в том, что сначала ставится реальная задача, которую предлагается решить, что создает совершенно четкую мотивацию. Далее объясняется, что необходимо знать для того, чтобы задачу решить. Учащийся должен сам составить из этого набора приемов алгоритм решения поставленной перед ним задачи. Видеоматериалы, на которые есть ссылка в конце каждой темы, позволяют ученику в любой момент прибегнуть к помощи "виртуального учителя", который напомнит то, что ученик забыл, или объяснит непонятое.
Самостоятельная работа ученика с электронным учебником приучает его к поиску решения проблем своими силами, экономит при этом силы и время учителя. Учитель только руководит познавательным процессом. Именно такая позиция стимулирует познавательную активность учащегося, его самостоятельность и способствует формированию ИКТ компетентности.

Большинство занятий носит комбинированный характер, включая такие типы уроков, как урок изучения нового материала, повторительно-обобщающий и контрольный уроки. Некоторые ученики, которые в силу более высокого начального уровня подготовки или индивидуальных особенностей усваивают материал быстрее, могут работать в своем темпе.
Практические работы носят творческий характер. Образцы даются лишь как ориентиры. В каждом практическом задании нужно выполнить ряд условий и требований, остальное — на усмотрение учащегося.
На завершающем этапе очень важно отметить активность познавательной деятельности учащихся или недостаточную активность. Ученик должен уходить с урока с желанием продолжать начатую работу, с чувством удовлетворения от преодоления трудностей, которые неизбежно возникают в процессе работы." [1 стр. 258 - 260]
Особую трудность у учащихся вызывает изучение темы «Основы языка разметки гипертекста — HTML (Hypertext Markup Language). Структура HTML-документа. Создание HTML-документа с помощью простейшего текстового редактора» (учебник Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 8 класса). Учащиеся должны знать содержание понятий гипертекста и гиперссылки; структуру HTML-документа; назначение основных команд HTML и уметь создавать HTML-документ в Блокноте. Проведение занятий организую с помощью электронного учебника, что намного облегчает понимание и усвоение этого материала.

"Тема занятия: Тэги форматирования текста. Способы создания фона. Вставка изображений. Продолжительность занятия: 1 час.

Содержание: Создание в Блокноте HTML-документа. Форматирование текста. Способы создания фона: однородный цветовой фон и фоновые изображения. Вставка изображений и создание различных эффектов обтекания картинки текстом.
Цели: Познакомить учащихся с основными способами форматирования текста и создания фона Web-страниц. Объяснить назначение тэгов.

Структура занятия:
1. Просмотр видеосюжета из темы электронного учебника, в котором объясняется, как сопоставить страницу в окне Internet Explorer и соответствующий ей HTML-код.

2. Выполнение практической работы.
При выполнении практической работы ученик должен открыть документ Указание.doc из папки Практическая работа_1 и выполнить те действия, которые в нем указаны. Чтобы сэкономить время, ученику не обязательно набирать в Блокноте весь HTML-код, ученик может брать за основу HTML-код примера и, сохранив его в своей папке, редактировать в Блокноте, используя материалы к данной практической работе.




При выполнении работы на Рабочем столе должны быть постоянно открыты два окна: окно Internet Explorer и окно Блокнота. Ученик периодически должен сохранять редактируемый документ, а в панели инструментов окна Internet Explorer щелкать на кнопке Обновить  , чтобы увидеть результат редактирования. Тексты из папки Материалы следует переносить в редактируемый HTML-документ копированием через буфер обмена.

3.    Анализ ошибок, допускаемых при выполнении практической работы.
При сохранении созданного или отредактированного в Блокноте документа после имени файла ученики забывают указать расширение файла (htm или html), а по умолчанию файлу присваивается расширение txt. В итоге сохраненный файл не будет HTML-документом, и просмотреть файл в окне Internet Explorer будет нельзя.

4.    Подведение итогов выполнения практической работы.
Учитель может повлиять на формирование ИКТ - компетентности, если сможет повлиять на формирование технологических навыков и научит школьников самостоятельно приобретать новые знания. Ученики должны научиться использовать электронные пособия и сетевые технологии для следующих целей: изучения информации, являющейся теоретической базой для освоения новой технологией; использования электронного практического руководства для самостоятельного формирования у них навыка использования новой технологии и для поиска информации, который бы позволил им в самостоятельном режиме усвоить основные ключевые идеи новых технологий, основные принципы их использования для выполнения тех или иных операций, связанных с информационными процессами." [1 стр. 280-281]

Таким образом, формированию информационной компетентности при изучении курса «Информатика и ИКТ» в значительной степени способствуют мультимедийные интерактивные учебники-практикумы.
Широкое внедрение в учебный процесс современных компьютерных технологий позволяет расширить арсенал методологических приёмов, стимулирует познавательную деятельность, особенно при самостоятельной работе. Появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста, что способствует эффективности педагогического труда, качества обучения.

Литература:
  1. Соловьева Л. Ф. Сетевые технологии: учебник-практикум для учителей и учащихся профильных школ, студентов и преподавателей педагогических вузов, для дистанционного обучения и самообразования.– СПб.: БХВ - Петербург, 2004. – 416 с.
  2. Бурмакина В. Ф., Зелман М., Фалина И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно – коммуникационно - технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. http://ifap.ru/library/book360.pdf .
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: мультимедийный интерактивный учебни, информационные технологии, самостоятельна, информационная компетентность, учебно–методический комплекс
Просмотров: 2726 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
2  
Уважаемая Людмила Федоровна, от лица организаторов конференции приносим Вам свои извинения. Необходимые поправки в текст мы внесли и дополнительно направили претензию автору данной статьи.

1  
Уважаемая Татьяна Николаевна! Мне приятно, что Вы активно используете мой учебник, но, думаю, для соблюдения авторских прав (мы же учим этому учеников и сами должны быть в этом примером) текст трех абзацев, начиная со слов "в нём учтены многие важные факторы: .." и до слов "Особую трудность у учащихся вызывает .." должен быть заключен в кавычки и указаны стр. 258 - 260. Точно так же следует заключить в кавычки весь текст описания Занятия 22 (стр. 280-281). Было бы, на мой взгляд, гораздо интереснее, если бы Вы поделились собственным опытом использования электронного учебника, а не ограничились переписыванием моих методических рекомендаций из учебника "Сетевые технологии".

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz