Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:08

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование учебных умений у младших школьников средствами надпредметного курса «Мир деятельности»
[ ] 20.05.2010, 09:11
Людмила Аркадьевна Деветьярова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с УИОП №47 г. Кирова,
zamyatina@rosno.kirovcity.ru

«Единственный путь, ведущий  к
знанию –  это деятельность».
Бернард Шоу

Целенаправленная учебная деятельность отличается от других видов учебной деятельности тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. Целевая учебная деятельность - особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.
Чтобы научить детей учиться, принципиально важно построить структуру учебной деятельности - ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» ученик в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для дальнейшего практического использования в своей жизни и профессиональной  деятельности.

Деятельность учения, или учебная деятельность- это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества. Уметь учиться - это значит уметь выполнять и понимать деятельность учения, какова её роль, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, уметь оценивать свой опыт.
Деятельность обучения - это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднения ученика. Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника. Но в какой бы роли он не выступал, основная его задача- помочь учащимся в самоизменении, в том, чтобы научить их учиться. Это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию.
Чтобы осуществить данные идеи в своей педагогической работе я использую системно-деятельностный метод обучения.

Что системно-деятельностная педагогика даёт учителю?
  • Систематизировать инновационный опыт;
  • Каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;
  • Переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
  • Уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования учеников (и ЗУНы, и познавательные процессы, и здоровье детей, и др.), которые мотивируют к дальнейшему развитию.
  • Включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне.
  • Вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым ФГОС (второго поколения).
В этом я убедилась на собственном опыте.
Формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся отвечает надпредметный курс «Мир деятельности», который можно вводить с любого года обучения.

Целью нового надпредметного курса является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем – для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и  успешной самореализации личности каждого ученика.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4  параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
  • Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться.
  • Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного  взаимодействия, волевая саморегуляция.
  • Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т. д.
  • Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровосбережения и т. д.
Основной линией данного курса является  организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Надпредметные умения и знания:
- Знание основной цели и результата учебной деятельности, ее двух основных шагов. Первый шаг: «Чего я не знаю?». Второй шаг:   «Сам нахожу способ и делаю то, что раньше не получалось».
- Знание основных функций ученика и учителя на уроке.
- Знание алгоритма исправления ошибок.
- Знание основных правил общения.
- Умение самостоятельно делать выбор, адекватно своим способностям.
- Умение ставить перед собой цель, принимать решения.
- Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации.
- Умение проверить себя, исправить свои ошибки.
- Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать возникшие затруднения.
- Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, умение общаться.

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Качественные оценки: «Молодец!» «Будь внимателен!» «Подумай еще!». Отметки: «отлично», «хорошо», «зачет». «Зачет» может быть выставлен не более чем 2-3 учащимся класса.
Но основной целью является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.
Результатом контроля (текущего и итогового) должна быть создана ситуация успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Со второго полугодия 3 класса я начала частично апробировать надпредметный курс «Мир деятельности» и убедилась в том, что он помогает учителю в организации освоения учащимися надпредметных знаний, а именно: уметь учиться, уметь самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать.
Чтобы определить уровни сформированности знания и понимания детьми общей системы требований к учебной деятельности и  умения их применять, я провела диагностику в классе. Это тестовые задания открытого типа, где ученики излагали свое мнение. Правильность и уровень ответов основывался на их полноту (высокий, средний, низкий).

Анкета для учащихся.
  1. Для того, чтобы успешно учиться надо уметь это делать. Что значит «уметь учиться»?
  2. Что является результатом твоей учебной деятельности?
  3. Кому и для чего нужны результаты твоей деятельности?
  4. Из каких основных частей состоит процесс учебной деятельности?
  5. Что нужно делать ученику на уроке для того, чтобы приобрести умение учиться самостоятельно?
Выполняло работу – 25 учеников.
Результаты: высокий уровень – 27%, средний уровень – 61%
низкий уровень – 12%.

В результате апробации данного курса я заметила позитивный рост у учащихся не только в усвоении предметного содержания, но и возросший познавательный интерес, развитие личностных качеств и отношений внутри коллектива.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: апробация, целенаправленная учебная деятельнос, системно-деятельностый метод, надпредметный курс «Мир деятельност
Просмотров: 3793 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52960)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26930)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz