Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:31

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету
[ ] 28.05.2010, 11:24
Зимина Наталья Васильевна,
учитель истории  и обществознания
МОУ СОШ №40 г. Кирова
school-k40 @ mail.ru

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла — в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

В этом контексте основополагающее значение имеют:
  • создание условий для развития социально активной личности подростка;
  • формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в подростковых объединениях и общественных движениях;
  • развитие чувства личности.
Обозначенные позиции разделяются педагогическим коллективом школы и являются определяющими при разработке программы  правового воспитания личности подростка.
Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к правовой культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности и становлению активной гражданской позиции являются клубы интеллектуального развития. В отличие от школьных кружков (их деятельность охватывает не более 15 человек), клуб способен охватить своей деятельностью большинство учащихся школы, а значит – приобщить их к правовой культуре, привить навыки правомерного поведения.

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.
В нашей школе с 1998 года действует интеллектуальный клуб «Подросток и закон».

Основная цель деятельности  интеллектуального клуба «Подросток и закон» - создание детского коллектива (команды), вовлекающего школьника в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребенку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни; приобщения к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение 4-х ее составляющих – знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально-ценностного отношения.

Задачи.
Сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности; научить учеников приемам безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию; сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.

Средства и формы.
  • изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;
  • преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;
  • технология педагогики ненасилия;
  • создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии;
  • формирование гражданской позиции;
  • формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.
Основные формы организации учебно-познавательного процесса.
Членом клуба может быть любой школьник, проявляющий интерес к изучению права. Учебные занятия проводятся, как правило, небольшими группами (6-8 человек). Во время общешкольных мероприятий привлекается большая часть школьников, обучающихся на разных ступенях. Правое просвещение начинается с младшего школьного возраста.

Приоритетные виды деятельности.
  • Элективные курсы «Правоведение», «Закон и право».
  • Участие в городских и областных олимпиадах по праву, ежегодной городской правовой игре «Подросток и закон», городских и областных творческих конкурсах по праву.
  • Организация и проведение общешкольных мероприятий: интеллектуальные конкурсы и игры, соревнования, диспуты, конференции, правовые лабиринты на темы: «Общество и дети», «Что значит быть гражданином», «право в нашей жизни», «Подросток и закон».
  • Театрализованные представления по правовой тематике для младших школьников.
  • Работа с педагогически запущенными детьми и семьями группы риска.
  • Проектная деятельность.
  • Конференции.
  • Клубные вечера отдыха.
Достижения клуба.
  • Постоянные финалисты и победители (2007 г.) городской правовой игры «Подросток и закон».
  • Призовые места в городских правовых олимпиадах, высокие достижения в областных олимпиадах.
  • Ежегодные победители (2005-2008 гг.) областного конкурса творческих работ по праву им. Е.А.Ефремовой среди учащихся Кировской области.
  • Призеры открытого городского конкурса ученических работ «Твое право» (2008 г.)
  • Финалисты  городского конкурса школьных правовых агитбригад (2002 г.)
  • Победители областной викторины, посвященной Дню народного единства (2009 г.)
Критерии сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно-правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.
Создание школьного интеллектуального клуба «Подросток и закон» - залог максимального проявления способностей и талантов интеллектуально-творчески одаренных детей, способствующих правовому воспитанию личности.

Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: развитие, правовая культура, активная гражданская позиция, воспитание, правовое воспитание, правовое сознание, личность подростков
Просмотров: 7286 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz