Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:13

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование осознанных читательских представлений мл. школьников на основе использования структурных схем при анализе литературных произв.
[ ] 19.05.2010, 14:42
Нина Алексеевна Пантюхина,
учитель начальных классов
МОУ ВГГ г. Кирова
e-mail: megaychitel@mail.ru

Трудно переоценить значение серьезной и вдумчивой работы над литературным произведением в начальной школе. Ведь при изучении литературных произведений идет развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти, одновременно  оказывается сильное воспитательное воздействие на личность читателя. Вот почему так важно правильно организовать процесс восприятия  и анализа литературного произведения.
Как помочь детям? Как облегчить восприятие художественного произведения и способствовать осмысленному пониманию образов и поступков героев. Как организовать анализ произведения, чтобы ребенок мыслил, рассуждал, сопоставлял и самостоятельно делал выводы?
Одним из вариантов решения этой проблемы является использование на уроках литературного чтения приема моделирования. Над этой проблемой работали В.А. Ступаков, А.И. Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, М.И.Фридман и другие.

Что же такое моделирование? Это метод познания интересующих нас объектов через модели. Сначала ребенок действует с моделями  под руководством и с помощью учителя, а затем строит их самостоятельно. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели.

Почему я обратилась к данной теме? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности. Осуществление анализа литературного произведения с помощью моделирования структурных схем – считаю важным моментом в моей работе. На целесообразность их применения указывает к. п. н., доцент кафедры словесности Московского института открытого образования В. А. Лазарева. Автор считает, что использование в анализе лирического произведения  системы образов, или построение его структурной схемы, «позволяет соединить объективность системного подхода и свободу интерпретации, казалось бы, не поддающихся анализу чувств, настроений, отношений». Структурная схема системы образов как основа анализа текста позволяет мне решать следующие задачи:
  • создание условий для полноценного восприятия и осмысления художественного произведения, эстетическое развитие младших школьников;
  • проведение  целостного анализа художественного произведения;
  • развитие мышления в целом и читательских умений в частности.
Покажем эту работу на примере анализа нанайской сказки «Айога».
Читая сказку, мы вместе с учениками начинаем составлять систему образов, постепенно включая в неё всех новых героев. Вектором стрелки обозначаем отношения главных героев. Смысл этих отношений может быть передан своими словами или цитатой. В результате аналитической деятельности в тетрадях возникают следующие рисунки и записи:

А вот так такую схему построили мои ученики, анализируя рассказ М.М. Пришвина «Ребята и утята»:

После составления схемы идёт обсуждение поступков героев; выяснение причин, подтолкнувших героев к этим поступкам, дается характеристика героев. Структурная схема помогает детям самостоятельно сделать обобщение, понять авторскую позицию. А главное, после осмысления сюжета с опорой на схему ученики выводят идею, главную мысль. На уроках дети учатся рассуждать, сопоставлять, делал выводы?
Практика показывает, что анализ произведения должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Структурные схемы можно вычерчивать при анализе произведений любых жанров. Правильно построенная работа со структурной схемой наглядно демонстрирует взаимоотношения героев, помогает провести сравнительную характеристику, вывести идею как главную мысль произведения. С опорой на схему ученики  высказывают свою точку зрения по поводу прочитанного, что способствует развитию эмоционального читательского восприятия текста и сопереживанию героям. Работа со структурной схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся.

Таким образом, при анализе художественных произведений и осмыслении содержания через моделирование структурных схем системы образов у учащихся формируются осознанные читательские представления и переживания.
Литература:
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. – 256 с.
  2. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 68 с.
  3. Оморокова М.И. Преодоление трудностей : Из опыта обучения чтению. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: анализ художественного произведения, формирование осознанных читательски, уроки литературного чтения, системы образов, структурные схемы
Просмотров: 2367 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz