Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста
[ ] 02.06.2010, 09:55
Надежда Аркадьевна Кокорина,
учитель начальных классов,
Людмила Евгеньевна Стародумова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с УИОП №28 г. Киров,

В 2002 году при МОУ СОШ №28 начала работу «Школа развития» для подготовки 6-летних детей к школе. Первоначально были организованы занятия по математике, подготовке к письму и развитию речи. Позднее добавились занятия по окружающему миру, а с 2007 года – по информатике. Современное общество превращается в информационное. Повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации целенаправленного обучения современных потребителей информации. Именно поэтому необходимо обеспечить знакомство ребенка с различными источниками информации, помочь выработать умение добывать ее, используя доступные средства. Решение этих задач требует специальной работы по формированию у дошкольников основ информационной культуры, которая обеспечивается в ходе изучения курса «Информатика и логика», состоящего из 20 занятий. Курс позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Познавательный аспект:
  • создание условий для формирования представления детей об устройстве и возможностях компьютера;
Развивающий аспект:
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с информацией, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу);
  • развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, воображения, памяти;
  • мелкой моторики руки;
Воспитательный аспект:
  • формирование культуры работы с информацией.
Материал каждого занятия рассчитан на 20 минут.

Содержание курса «Информатика и логика» включает в себя: правила техники безопасности, устройства компьютера, понятие и свойства объектов, группировка объектов, установление закономерностей, решение простейших логических задач, работа с графически представленной информацией.
Курс обеспечен тетрадью «Информатика и логика», апробация которой велась в течение трех лет. Каждое занятие включает пять блоков: индуктор, графический диктант, логическое задание, «Лабиринт», «Дорисуй половинку», «Соедини по точкам».

Рекомендуемая модель занятия:
  1. первые три блока (индуктор, графический диктант, логическое задание) выполняются по инструкции учителя;
  2. блоки «Лабиринт», «Дорисуй половинку», «Соедини по точкам» носят рекомендательный характер и выполняются детьми самостоятельно. В процессе работы развивается мелкая моторика руки, внимание, память, логическое мышление.
«ИНДУКТОР». Основной задачей данного блока является включение в работу, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. В качестве индуктора на первоначальном этапе выступает рисунок со схематичным изображением правил поведения при работе за компьютером, а также устройств компьютера. В дальнейшем индуктором являются стихотворные строки на эти же темы и ребусы, в которых зашифрованы названия устройств компьютера.

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ». На данном этапе занятия ребята выполняют графический рисунок под диктовку учителя. В процессе работы формируются внимание, слуховая память, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь. Сложность графических диктантов возрастает от занятия к занятию.

«ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ». Предлагаются задания, обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, добывать новую информацию.

Часть заданий, включенных в пособие «Информатика и логика», отобрана из учебной литературы отечественных авторов, а также Интернет-ресурсов, часть – составлена авторами.

На основе сравнения результатов входной и итоговой диагностик можно сделать вывод о том, что обучение детей по программе «Информатика и логика» позволила реализовать поставленные цели. Большинство детей без затруднений узнают и называют устройства компьютера, составляют связный рассказ из 2-3 предложений о правилах поведения при работе за компьютером, ориентируются на плоскости, находят решение простейших логических задач.
Литература:
  1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся думать. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. – Киров, 1998.
  3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2007.

Интернет-ресурсы:
www.4to40.com, www.crazy.werd.ru/index.php?newsid=33647, www.lcdfoto.com, www.detka.com.ua/articles/261/7/, www.detsad.kittysite.net/ras/page/23/, www.dev.yavsemogu.ru/paint/, www.igrushka.kz/vip60/sammal.php, www.kidgame.ru, www.moyaradost.ru/skachat_poleznoe/raskraski/, www.moy-neposeda.ru/igry/raskraski/, www.moypo4emy4ka.my1.ru/news/2009-02-21-101, raskraski.narod.ru/raskraski-cifra1/raskraski-cifra1.htm, www.www.raskraska.com/raskraski/42/, www.www.razukras.ru, www.solnet.ee/sol/004/raskraski/s01p.html, www.toys-house.ru, www.weres.at.ua, www.znaika-club.com.ua/colouring1192809121/
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: индуктор, «Лабиринт», «Дорисуй половинку», результативность, «Соедини по точкам», логическое задание, графический диктант
Просмотров: 2753 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz