Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
[ ] 31.05.2010, 13:06
Ольга Анатольевна Тырыкина,
воспитатель МДОУ №83 г Кирова,
e-mail: olenka.tyrykina@yandex.ru

Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственное поведение - это поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировозрении.

Однако в дошкольном возрасте, ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.

Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека — источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Поэтому работу необходимо вести в нескольких направлениях: педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – родитель.

Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующих его взаимодействие с людьми в социуме. Поэтому очень важно чтобы ребенок, находясь в детском саду, видел взаимное уважение между сотрудниками, любовь к общему делу.

Ласка и внимание - главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость, поэтому не стоит скупиться на ласку при общении с детьми. Но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения. В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно использовать не только занятия, но и игры, и упражнения. А так же необходимо создать условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых.

Изучив литературу, методические рекомендации и психологические возрастные особенности детей в своей работе используем:
  • ритуал «минутки вхождения в день», лирические минутки для развития  внимательного отношения детей друг к другу;
  • познавательные занятия: «Волшебные слова», «Дружба крепкая», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Поделись с другом» и другие;
  •  самомассаж и взаимомассаж помогают не только укрепить физическое здоровье, но и снизить раздражительность и агрессию детей друг к другу;
  • упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику для снятие зажимов и преодоление робости;
  • чтение рассказов и беседы. Персонажи этих рассказов - очеловеченные цветы или животные, а то, что с ними происходит – события, которые охватывают широкий круг нравственных поступков. Цель этой работы: побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника» Вместе с детьми обсуждаются предложения и находится общее решение: как поступить и добиться успеха;
  • в группе создан уголок уединения, коробочка добрых дел, почтовый ящик умной совы и «коврик Бармалея» - дети учатся чуткому, доброжелательному отношению друг к другу, оценивают свои нравственные поступки и поступки своих товарищей;
  • создана картотека игр, которые учат действовать согласованно, воспитывают чувства принадлежности к группе, чувство безопасности в коллективе, чувство единства, сплочённости. Например: «Зеркало», «Волшебные прикосновения», «Солнечные зайчики», «Клубочек».
Известно, что процесс воспитания ребёнка начинается в семье с первых месяцев его жизни. Используя в своей работе разнообразные формы диагностики родителей: опросы, анкетирование, личные беседы, было выявлено: какой тип семей посещает детский сад, какие методы и приёмы воспитания существуют и используются в семье, ошибки семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей. В зависимости от полученных результатов строилась дальнейшая работа в группе по оказанию помощи семье:
  • собрания «Секреты любви и взаимопонимания», «Доброта спасёт мир»; «Искусство хвалить»;
  • практикумы «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Игры, которые лечат»; «Нетрадиционные методы оздоровления»;
  • круглый стол «Посеем в детских душах доброту»;
  • совместные развлечения «Путешествие по Радуге», «День Взросления»;
  • психологическая гостиная;
  • театрализованные представления для детей «Волк и семеро козлят», «Колобок» на новый лад;
  • привлечение специалистов для консультаций (психолог, педиатр, музыкальный руководитель);
  • оформление информационных уголков и блокнотов для родителей:
«Семь чудес семейного счастья», «Если ребёнок ябеда», «Мама папу обними», «Семейный этикет», «Вежливые игры».

Систематическая и целенаправленная работа привела к следующим результатам и выводам:
  • введение ритуалов, игр и упражнений сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения друг к другу; в группе создан положительный микроклимат; дети проявляют уважение к взрослым;
  • родители стали активными участниками всех дел в группе, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. А так же помогли оформить мини - библиотеку, подобрали сюжетные картинки на тему «Буду делать хорошо и не буду плохо», участвовали в организации «уголка уединения».
  • деятельность детского сада не должна носить односторонний характер, важен принцип единства и согласованности работы ДОУ и семьи, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

«Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведешь один раз черной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения. Всё чем жив человек».
Михаил Юхма
Литература:
  1. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Курочкина И.Н. «Как научить ребёнка поступать нравственно». – М.: «Флинта», 2001.
  3. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки». - М.: Прометей; книголюб, 2002.
  4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду» Мозаика – Синтез, Москва, 2006.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: коврик злости, нравственность, уголок уединения, Душа, игра, упражнение, стул Бармалея, беседа, дошкольник, ритуал
Просмотров: 5562 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz