Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:50

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование нравственных качеств личности в старшем дошкольном возрасте
[ ] 19.05.2010, 13:51
Наталия Сергеевна Блинова,
учитель приготовительных классов,
МОУ Вятская гуманитарная гимназия
с углублённым изучением
английского языка г. Кирова,
e-mail: vgg.korpusc@rambler.ru

Как известно, качество как философская категория не сводится к отдельным свойствам объекта, а выражает целостную характеристику функционального единства существенных его свойств.
Сущность качества образования составляют: уровень достижения образованием поставленных целей, степень удовлетворения потребностей и ожиданий государства, родителей и детей.
Определение качества реализации в дошкольном учреждении  образовательного процесса тесно связано с результатами «нравственного» воспитания и развития личности ребенка.
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и педагогов, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость.

Исследования в области морального и нравственного развития в отечественной психологии можно условно разделить на два разных и фактически не пересекающихся направлениях. Первое направление можно назвать нормативно-ориентированным, второе эмоционально-ориентированным.
В нормативно-ориентированном направлении ведущая роль принадлежит саморегуляции. Моральная саморегуляция предполагает образец, эталон, с которым он может соотносить собственное поведение. В одних случаях этим образцом поведения является взрослый, которому ребёнок стремится подражать, в других в качестве эталона выступают сказочные персонажи.

Моральное развитие рассматривается как усвоение моральных норм и правил поведения.
Эмоционально-ориентированное направление исследователи ставят на первое место, а прежде всего развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым относятся сопереживание и сочувствие.
Ребенок учится управлять своими эмоциями: «Я - субъект своих эмоций». Умение управлять своими эмоциями – главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис 7-ми лет.
Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, с другой стороны: - игры и упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями и их осознавать.
Если эта магистральная линия развития - эмоций - нарушается, линия развития эмоции - нарушается; нарушается нормальный процесс личностного развития в целом.
В приготовительные классы ВГГ ежегодно поступают дети из разных дошкольных учреждении, в том числе домашние (никогда не посещавшие образовательные учреждения). Определяя наличие «сформированности механизма собственного субъектного поведения», по нормативной карте Н. А. Коротковой и П. Г. Нежнова мы проектируем образовательную задачу - введение детей в социально-одобряемые формы деятельности.

Педагогические действия взрослого:
1. Использует интерес ребенка к различным играм (игры с правилами, ролевые игры, дидактические игры, режиссерские игры, игры-драматизации, народные игры).
2. Устанавливает с детьми доброжелательные отношения, использует положительную эмоциональную оценку.
3. Уделяет большое внимание развитию интереса к содержанию собственной деятельности и деятельности сверстников.
4. Предоставляет возможность проявить умение  договариваться и действовать сообща.
5. Побуждает к самостоятельной оценке своей работы, одобряя попытки оценивания себя, своих действий и внешних нравственных качеств.
6. Постепенно знакомит с нормами школьной жизни, развивая познавательные и учебные мотивы.
В соответствии с учебными блоками в приготовительных классах ВГГ предлагаются некоторые игры на «нравственное» воспитание.

I блок «В мире общения»

Игра «Доскажи словечко».

Цель: провести беседу о вежливых людях.
Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет)

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны),
Будьте … (добры).
Игра «Дракон».
Цель: провести беседу о сказочном животном, закрепить в игровой форме бег, ходьбу в колонне по одному, держась руками за пояс впереди стоящего. Проявлять дружескую взаимопомощь.
Дети выстраиваются в колонну по одному (в затылок к друг другу) и берут за пояс впереди стоящего. Вся колонна - дракон, первый в колонне - голова, а последний - хвост.
По сигналу ведyщeгo голова должна поймать свой собственный хвост, который от нее ускользает. Голова, поймавшая хвост, переходит в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока - каждый не побывает в роли голов.   
О. Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3-7 лет»

II блок «Азбука здоровья».

Игра «С утра до вечера».

Цель: развивать умение двигать фишку в соответствии с инструкцией; играть в группе.
Правила: Попадая на красную фишку, возвращается обратно или пропускаешь ход, на зеленую  - продвигаешься по стрелке вперед и делаешь дополнительный ход.  Дети выбирают себе фишки, рассчитываются об очередности хода, ставят фишки на линию «старт». 3атсм по очереди бросают шарик и продвигаются на столько кружков, сколько точек на окружности шара. Соблюдаются все сигналы, встречающиеся на пути.
Выигрывает тот; кто первым доберется до «финиша».

III блок «Этот загадочный мир».

Игра «Профессии» (по Маршаку «Я бы в поваром пошел, пусть меня научат »). Учить согласовывать свои действия с действиями сверстников.    Водящий с мячом. Дети каждый придумывает  профессию  (повар, учитель; строитель. . . ). Водящий говорит слова:
Все профессии важны,
Все профессии нужны
Я выбираю … (учитель)
Ребенок, который придумал эту профессию, бежит ловит мяч. Все дети и водящий разбегаются, как только    «учитель» поймал мяч. Он говорит: « Стоп». Все останавливаются. «Учитель» бросает мяч в ближайшего игрока.  Если попадает, то тому в кого попали меняют название профессии, а если «учитель» промахнулся, то меняют профессию, «учителю». «Учитель» с новой профессией становится водящим. Игра продолжается таким чередом.

IV блок « Земля - наш общий дом ».

Игра « Оживи картинку».
Цель: развивать партнерские отношения, умение распределять роли в группе.
У вас на столе конверты с заданием. Нужно рассмотреть картинку, распределить роли и показать нарисованный сюжет.
Рисунок 1 .Мальчик вешает скворечник на дерево. Рядом летают птицы.
Рисунок 2. Ребята делают скамейку и ставят ее во дворе.
Рисунок 3. Девочка помогает малышу  достать шарик из ветвей дерева.
Напомним, что дети, которые поступили в ПК, еще являются дошкольниками, у которых мотив «хочу», преобладает над мотивом «надо», поэтому подбор игр производился с учетом воздействия на эмоционально - волевую и социально-нравственную сферу ребенка.
Учитывая ту особенность, что правила игры дети воспринимают как закон и сознательно их выполняют, активно используем игры для развития воли, самообладания, выдержки, формирования таких качеств личности, как  честность, справедливость, дисциплинированность, умение встать на позицию сверстника. Учим дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Данные игры входят в комплекс учебно-методического сопровождения инновационных программ обучения детей шестилетнего возраста в ПК ВГГ

Литература:
  1. Смирнова Е. О. Системы и программы дошкольного воспитания.«Моральное и нравственное развитие дошкольников». М., ВЛАДОС, 2005
  2. Парамонова Л. «Дошкольное образование и его качество», М., 000 «Чистые пруды», 2009.
  3. Костылева О. Г., Лукина И. Г. «Учись быть вежливым». М., 000 «Чистые пруды», 2006.
  4. МОУ Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка г. Киров «Новообразования в развитии детей приготовительных классов на ступени перехода в начальную школу» г. Киров, 2007
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: система игр, эмоциональное впечатление, моральное, эмоциональная функция, качество образования, упражнения, нравственное развитие
Просмотров: 2594 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz