Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.10.2017, 05:20

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование нравственных качеств личности школьника на уроках истории и обществознания
[ ] 28.05.2010, 11:31
Татьяна Геннадьевна Кириченко,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №48 г. Кирова

Воспитывая «человеческое» в человеке мы постоянно обращаемся к сфере ценностей. Общечеловеческие ценности - это идеалы, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с другими людьми. Для того чтобы общие ценности превратились в саморуководство, они должны стать его личным достоянием. Нравственность порождается только в переживаниях субъекта познания. Она регулируются тем, что стремление, воля и действия осуществляются на добровольной основе.      
Уроки обществознания и истории являются средствами познания человеком действительности, формирования нравственности и социальной активности людей. Пережить и осмыслить великие события, раскрыть роль личности, осознать историческую миссию человека, его место в сегодняшнем и завтрашнем дне - одна из задач современного урока.
Осознанию прошлого способствует организация самостоятельной мыслительной деятельности школьников через такие формы уроков, как: урок - путешествие, деловая и ролевая игры, где ученики могут на время оказаться в роли исторических личностей. Развитию индивидуальных способностей учащихся способствуют и диалогические формы общения учителя и учеников. Формирование умения рецензировать ответ своего товарища - еще одна из возможностей лучше узнать предмет, что помогает ученикам учиться отстаивать свою точку зрения, а это немаловажно для становления личности. Формированию оценочного суждения помогает решение познавательных задач, проводимых под руководством учителя.
На уроке истории России в 6 классе по теме «Восточные славяне» раскрывается вопрос о развитии земледелия. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» приводится пример из русских былин об Илье Муромце, первым подвигом которого был хлебопашеский: «Он дубы - колоды все повырубил, во глубоку реку все повыгрузил. Расчистил поле для посева хлебов». В результате обсуждения выделяем качества, присущие гражданину: сила, настойчивость, трудолюбие, опыт и т.д.
Исторические факты свидетельствуют о том, величие России определялось не только ее территорией, количеством населения, оснащенностью армии, мощью экономики и науки, но и духовным потенциалом. Преданность Родине, готовность ставить ее интересы выше личных, самопожертвование во имя ее безопасности - этим всегда была сильна Россия, в этом стержень ее национального духа.
Патриотизм - нравственная категория, он проявляется в поступках человека. На уроках отечественной истории используется материал, свидетельствующий о преданности наших соотечественников Родине, верности воинскому долгу - как в царской России, так и в годы Советской власти. Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет религия. В России наиболее распространенной религией является православие. Для православного человека отказ от воинской службы не мыслим. Православная церковь причисляла воинов, защитивших Родину ценой собственной жизни к числу мучеников и святых. Сергий Радонежский, Святитель Московский Гермоген благословляли воинов на ратный подвиг. Русские священники еще со времен Ярослава Мудрого шли на врага с хоругвями впереди русских воинов.
Предлагаю модель урока обществознания, проведённого в 6 классе.

Обобщающий урок по теме «Семья»
Цель:
Образовательная - обобщить знания учащихся по данной теме с использованием межпредметных связей с литературой (знание русских сказок) и опорой на жизненный опыт учащихся; определить значение семьи для развития человека.
Развивающая - формировать навыки коллективной деятельности учащихся и умения излагать свою точку зрения, аргументировать ее, развивать творческие способности.
Воспитательная - формирование осознанного нравственного поведения, значимости ценности семьи.

Тип урока: урок - игра.
Основные понятия: брак, психологический климат, семейный долг, семейный кодекс.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме «Семья»: Что такое семья? Для чего нужна ребенку семья? Какую помощь оказывает государство семье? Какие темы включает данный раздел?

Сегодня наша задача состоит в том, чтобы повторить полученные знания по теме «Семья»
Деление класса на группы. Объяснение правил игры. Представление жюри.
Учащиеся представляют свои команды, название, девиз.

Игра «Брей - Ринг»:
Конкурс 1. «Вопрос - ответ».
Конкурс 2. «Кроссворд по мотивам русских сказок».
Конкурс 3. «Создай свою модель семьи».
Конкурс 4. «Объясни смысл пословиц».
Конкурс 5. «Составить коллаж из картинок на тему «Семья».
3. Рефлексия: Каждая группа должна продолжить предложение.
- Семья нужна человеку, потому что…
- Главная семейная ценность - это…
- Семья не может существовать без…
4. Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: Написать мини - эссе на тему: «Для чего нужна человеку семья».
Уроки истории и обществознания дают возможность учащимся получить соответствующее нравственное образование, то есть тот минимум нравственных знаний, без которых затруднено его общение с окружающими людьми. Нравственные знания определяет мировоззрение людей, их деятельность и поведение, дела и поступки.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: поступки человека, православный человек, качества личности, социальная активность, защита Отечества, исторические факты
Просмотров: 3781 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52881)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39860)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28005)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27895)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27125)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27078)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26821)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz