Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.12.2014, 19:25

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
[ ] 31.05.2010, 17:39
Татьяна Александровна Сайфуллина,
воспитатель,
МДОУ д/с №55 «Сказка» г. Кирова,
tsaifullina@yandex.ru

В начале второго тысячелетия об актуальности патриотического воспитания в современных условиях заговорили на государственном уровне. В феврале 2000 г. Правительством РФ была утверждена специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 г.г.», созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, «Истоки» Л.Л. Парамоновой, К.В. Тарасовой, поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.
Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.

Необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Наибольшего результата можно достичь объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, гуманизации, дифференциации, историзма, вариативности и системности, а также с учётом личностно-ориентированной дидактики эта работа даёт свои положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, семейные праздники (Рождество, Масленица).

В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические.

Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями и т.п.), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое.
Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами, переживаниями. При этом старшие дети, как правило, делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества.

Лучше всего занятия и беседы проводить в «Музее старины», где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы необходима в детском саду в рамках патриотического воспитания.

Работая в единстве с родителями, сшили народные костюмы: сарафаны и рубашки-косоворотки, в которые очень любят наряжаться дети. Для детей создана такая предметная среда, где они закрепляют полученные на занятиях знания и передают их в игре. В группе имеет место создание  мини-музеев, где можно разместить образцы народных промыслов (Дымковская игрушка, изделия из лозы, расписная матрёшка, кукла в народном костюме), собрать коллекцию открыток, иллюстраций, репродукций картин, фотографий с изображением Вятки старой и современной, портретов известных земляков, создать библиотеку детских книг по устному народному творчеству, разработать дидактические и творческие игры, словом, всё то, что, находит эмоциональный отклик в сердцах и душах детей.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Перспективный план предполагает работу по тематическим блокам:
ДОМ – УЛИЦА – РАЙОН – ГОРОД
Очень важно, что внутри блока «круг тем» подвижен. Это даёт возможность творческого подхода и поиска тем, наиболее актуальных или значимых в данный момент, а также в ряде случаев позволяет исходить из интересов и запросов самих детей. Примерная тематика бесед по ознакомлению с родным городом может быть такой: Семья. Одежда. Улицы города. Природа Вятского края. История города. Великие люди. Достопримечательности города. Защитники России.

Такие формы работы как экскурсии, сотрудничество с музеями и библиотеками – очень важны и действенны при знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Составляя тематический план, необходимо ориентироваться на программы, предлагаемые музеями. Так в «Приказной избе» можно познакомиться с историей народного костюма, в Краеведческом музее посетить выставки: «Природа Вятского края», «Истоки льняной Вятки», «Этот таинственный северный слон». В мае планируются экскурсии на выставки, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие животного мира Вятки, её традиции. Посмотрев ту или иную экспозицию, дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю.
Экскурсии в библиотеку помогают соприкоснуться с миром духовной культуры, ощутить и понять многообразие и бесценное богатство, оставленное нам в наследство многими поколениями наших писателей, художников, актёров, полководцев («Вятка литературная»; «Великие люди Вятки» и др.).
Очень нравятся детям целевые прогулки по городу, где они знакомятся с архитектурными памятниками и достопримечательностями нашего города.

Нельзя обойти стороной игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, в ней развиваются все познавательные процессы. Использовать можно и нужно различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Особенно интересными и полезными становятся игры, разработанные по определённой теме. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам нравится игра «Снаряди воина в поход», «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.
Каждая изученная тема может заканчиваться творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства», «Былинные богатыри», «Военные баталии», «Сказка ложь, да в ней намёк».

Рассказ воспитателя - это один из многочисленных методов, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к занятиям и беседам по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, самым сложным явилось составление педагогами рассказов для дошкольников. В связи с этим были разработаны рекомендации по их составлению:
  1. Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
  2. Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.
  3. Детям дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.
  4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую, самое большое, что она «позволяет себе», - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий (в том числе и чувства патриотизма), ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Особенно важно видеть сказку не только со стороны (в кинофильме или в театральной пьесе), но и самостоятельно проиграть её, прожив её сюжет. Опираясь на все органы чувств детей, можно использовать многообразие методов работы: сказку можно нарисовать, сказку можно сложить из ткани, сказки имеют запахи, сказки звучат, в героев сказки можно переодеться и протанцевать, сказку можно разыграть с помощью кукол, сказки можно драматизировать, сказку можно сочинить.

Выразительное и эмоциональное чтение и рассказывание русских народных сказок всегда с живым интересом воспринимается детьми. Чувства, испытанные детьми, закладывают в их души незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены, и когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзывается в его поступках. Со старшими дошкольниками желательно практиковать чтение былин, обязательно в песенно-былинной манере, чтобы показать мелодичность, напевность родного языка. Былины помогают понять истоки народного мужества, стойкости, бескорыстной любви к Родине и самоотверженность в защите её от иноземных захватчиков.
При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в своё время русские педагоги. Чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.

Литература:
  1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.
  2. Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.
  3. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников». Дошкольное воспитание, №1, 2005.
  4. «Гордиться славою предков». Дошкольное воспитание, №2, 2002.
  5. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания». Дошкольное воспитание, №6, 2003.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: промыслы, отечество, нравственность, фольклор, патриотизм, История, формирование, Традиции, краеведение, культура
Просмотров: 10091 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 3
3 Liska   (04.03.2012 00:33)
Даже читать приятно. Спасибо.

2 новости   (09.01.2011 23:59)
Статья полезная и приятно изложена, большое спасибо за дополнительный материал!

1 EssepeMenLems   (06.01.2011 21:10)
Хороший у вас блог! удачи в развитии

Имя *:
Email:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (48466)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (32707)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (25610)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (24997)
Гришина Татьяна Юрьевна
Исследовательские проекты на уроке литературы (23963)
Домская Татьяна Аркадьевна
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (23889)
Л.А.Логинова
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (23300)
Лучникова Е.В.
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2014
Используются технологии uCoz