Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 29.03.2015, 23:43

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
[ ] 31.05.2010, 17:39
Татьяна Александровна Сайфуллина,
воспитатель,
МДОУ д/с №55 «Сказка» г. Кирова,
tsaifullina@yandex.ru

В начале второго тысячелетия об актуальности патриотического воспитания в современных условиях заговорили на государственном уровне. В феврале 2000 г. Правительством РФ была утверждена специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 г.г.», созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, «Истоки» Л.Л. Парамоновой, К.В. Тарасовой, поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.
Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.

Необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Наибольшего результата можно достичь объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, гуманизации, дифференциации, историзма, вариативности и системности, а также с учётом личностно-ориентированной дидактики эта работа даёт свои положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, семейные праздники (Рождество, Масленица).

В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические.

Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями и т.п.), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое.
Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами, переживаниями. При этом старшие дети, как правило, делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества.

Лучше всего занятия и беседы проводить в «Музее старины», где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы необходима в детском саду в рамках патриотического воспитания.

Работая в единстве с родителями, сшили народные костюмы: сарафаны и рубашки-косоворотки, в которые очень любят наряжаться дети. Для детей создана такая предметная среда, где они закрепляют полученные на занятиях знания и передают их в игре. В группе имеет место создание  мини-музеев, где можно разместить образцы народных промыслов (Дымковская игрушка, изделия из лозы, расписная матрёшка, кукла в народном костюме), собрать коллекцию открыток, иллюстраций, репродукций картин, фотографий с изображением Вятки старой и современной, портретов известных земляков, создать библиотеку детских книг по устному народному творчеству, разработать дидактические и творческие игры, словом, всё то, что, находит эмоциональный отклик в сердцах и душах детей.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Перспективный план предполагает работу по тематическим блокам:
ДОМ – УЛИЦА – РАЙОН – ГОРОД
Очень важно, что внутри блока «круг тем» подвижен. Это даёт возможность творческого подхода и поиска тем, наиболее актуальных или значимых в данный момент, а также в ряде случаев позволяет исходить из интересов и запросов самих детей. Примерная тематика бесед по ознакомлению с родным городом может быть такой: Семья. Одежда. Улицы города. Природа Вятского края. История города. Великие люди. Достопримечательности города. Защитники России.

Такие формы работы как экскурсии, сотрудничество с музеями и библиотеками – очень важны и действенны при знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Составляя тематический план, необходимо ориентироваться на программы, предлагаемые музеями. Так в «Приказной избе» можно познакомиться с историей народного костюма, в Краеведческом музее посетить выставки: «Природа Вятского края», «Истоки льняной Вятки», «Этот таинственный северный слон». В мае планируются экскурсии на выставки, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие животного мира Вятки, её традиции. Посмотрев ту или иную экспозицию, дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю.
Экскурсии в библиотеку помогают соприкоснуться с миром духовной культуры, ощутить и понять многообразие и бесценное богатство, оставленное нам в наследство многими поколениями наших писателей, художников, актёров, полководцев («Вятка литературная»; «Великие люди Вятки» и др.).
Очень нравятся детям целевые прогулки по городу, где они знакомятся с архитектурными памятниками и достопримечательностями нашего города.

Нельзя обойти стороной игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, в ней развиваются все познавательные процессы. Использовать можно и нужно различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Особенно интересными и полезными становятся игры, разработанные по определённой теме. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам нравится игра «Снаряди воина в поход», «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.
Каждая изученная тема может заканчиваться творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства», «Былинные богатыри», «Военные баталии», «Сказка ложь, да в ней намёк».

Рассказ воспитателя - это один из многочисленных методов, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к занятиям и беседам по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, самым сложным явилось составление педагогами рассказов для дошкольников. В связи с этим были разработаны рекомендации по их составлению:
  1. Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
  2. Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.
  3. Детям дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.
  4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую, самое большое, что она «позволяет себе», - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий (в том числе и чувства патриотизма), ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Особенно важно видеть сказку не только со стороны (в кинофильме или в театральной пьесе), но и самостоятельно проиграть её, прожив её сюжет. Опираясь на все органы чувств детей, можно использовать многообразие методов работы: сказку можно нарисовать, сказку можно сложить из ткани, сказки имеют запахи, сказки звучат, в героев сказки можно переодеться и протанцевать, сказку можно разыграть с помощью кукол, сказки можно драматизировать, сказку можно сочинить.

Выразительное и эмоциональное чтение и рассказывание русских народных сказок всегда с живым интересом воспринимается детьми. Чувства, испытанные детьми, закладывают в их души незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены, и когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзывается в его поступках. Со старшими дошкольниками желательно практиковать чтение былин, обязательно в песенно-былинной манере, чтобы показать мелодичность, напевность родного языка. Былины помогают понять истоки народного мужества, стойкости, бескорыстной любви к Родине и самоотверженность в защите её от иноземных захватчиков.
При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в своё время русские педагоги. Чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.

Литература:
  1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.
  2. Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.
  3. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников». Дошкольное воспитание, №1, 2005.
  4. «Гордиться славою предков». Дошкольное воспитание, №2, 2002.
  5. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания». Дошкольное воспитание, №6, 2003.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: промыслы, отечество, нравственность, фольклор, патриотизм, История, формирование, Традиции, краеведение, культура
Просмотров: 10562 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 3
3 Liska   (04.03.2012 00:33)
Даже читать приятно. Спасибо.

2 новости   (09.01.2011 23:59)
Статья полезная и приятно изложена, большое спасибо за дополнительный материал!

1 EssepeMenLems   (06.01.2011 21:10)
Хороший у вас блог! удачи в развитии

Имя *:
Email:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (49397)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (34221)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (25952)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (25432)
Гришина Татьяна Юрьевна
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (24386)
Л.А.Логинова
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (24378)
Лучникова Е.В.
Исследовательские проекты на уроке литературы (24251)
Домская Татьяна Аркадьевна
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2015
Используются технологии uCoz