Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 00:24

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на занятиях
[ ] 01.06.2010, 09:02
Ильмира Нуртдиновна Хисамутдинова,
воспитатель коррекционной группы
 МДОУ №165 г. Кирова,
albina912008@yandex.ru

В настоящее время под влиянием социально–экономических условий значительно повысились требования к членам современного общества. Оно требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, партнерство, сотворчество, умение работать в команде, способствующих становлению личности. О необходимости освоения сотрудничества уже с дошкольного детства писали Т.И. Бабаева, Е.Е. Кравцова. Они считали, что освоение опыта сотрудничества со сверстниками повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе. Теоретические основы в значительной части современных подходов к проблеме взаимодействия заложены в работах Л.С. Выготского и А.И. Леонтьева. По убеждению М.С. Кагана: «Только во взаимосвязи с другими, в единстве с другими, в обществе других человек способен быть подлинным человеком».

Обнаруженные противоречия между требованиями общества и несформированностью навыков сотрудничества у детей подтолкнуло к необходимости поиска эффективных путей развития сотрудничества дошкольников. Целью деятельности является обеспечение положительной динамики формирования коммуникативных навыков детей при подготовке их к школьному обучению. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
  1. Создание психолого–педагогических условий по формированию доброжелательных отношений в группе.
  2. Поиск новых форм организации развивающих занятий, способствующих овладению способами взаимодействия и установления отношений сотрудничества.
  3. Поиск новых форм работы с родителями.
В решении этих проблем помогла  технология «обучения в сотрудничестве». Педагогика сотрудничества – это направление в отечественной педагогике 2й половины ХХ века, которое представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов этого направления – известные педагоги-новаторы: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П. Щитинин, Л.А. и Б.П. Никитины. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Работая в специализированных группах, куда дети приходят в пятилетнем возрасте на 2 года обучения из разных детских садов, что усложняет нашу работу. Для того, чтобы помочь ребенку безболезненно пройти этот этап жизни в группе созданы следующие условия:
  1. Для формирования межличностных отношений в приемном уголке группы оформлен стенд «Здравствуйте, я пришел!».
  2. В приемном уголке отведено место для детских работ, что немаловажно для повышения самооценки ребенка. Обязательное условие для родителей: никогда не сравнивать детские работы.
  3. Свое настроение и эмоции каждый ребенок может выразить через панно «Мое настроение» (веселый и грустный клоун и фотографии детей).
  4. Жизнь группы и участие родителей в ее жизни отражаются в альбоме «Жизнь нашей группы».
  5. Частица каждой семьи присутствует в группе. Дети совместно с родителями и воспитателями оформляют свое портфолио: фотографии членов семьи, детские работы.
  6. Учитывая слабую теоретическую базу родителей и понимая необходимость совместной работы, по запросам родителей в группе организован семейный клуб «Школа успешных родителей».
Когда дети адаптировались, то приступаем к реализации следующего этапа. В своей работе педагоги часто используют нравственные беседы, игры, по воспитанию коммуникативных навыков, но не всегда в полной мере используют воспитательный потенциал интеллектуальных занятий. Поэтому стали использоваться такие формы организации на занятиях, которые способствовали бы не только реализации познавательных и развивающих задач, но и в полной мере учили культуре общения.

Этапы работы по введению в занятия элементов сотрудничества:

1. Поначалу дети не могли наладить деловое общение со сверстниками. Для преодоления этих трудностей удачным считаем использование театрализованных игр. Так ребенок действует не сам, а опосредованно. Сначала взрослый разыгрывает перед детьми сценку совместного выполнения работы (упр. «Раздели фигуры по цвету»).
1 вариант: Персонажи ссорились и каждый брал то, что ему нравится. В результате задание было выполнено неверно. Далее обсуждаем с детьми, что было сделано неправильно и как нужно поступить.
2 вариант: Дети сами разыгрывают сценку и показывают положительные способы взаимодействия.
Демонстрация не в прямой учебной, а в игровой форме привела к тому, что дети стали переносить увиденные способы взаимодействия в самостоятельную общую деятельность.

2. При подготовке к очередному занятию необходимо продумать одну игру в паре на знакомом материале. После объяснения нового  дать детям возможность осмыслить новый материал (паре одно задание). На этом этапе помочь распределить очередность игры, далее более подготовленный ребенок берет инициативу в свои руки, затем дети меняются ролями. Таким образом, происходит обмен опытом не только с педагогом, но и детей друг с другом.

3. Учение в малых группах. Дети делятся на 3-4 подгруппы по 4-5 человек, всем подгруппам дается одно задание. Необходимо следить, чтобы в каждой группе были игроки с разными интеллектуальными способностями.

4. На следующем этапе состав пар и групп может меняться по желанию детей, что позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход. Здесь даются  задания, требующие решения какой-либо задачи самостоятельно. Более сильному партнеру предлагается записать все варианты решения, а более слабый помогает, работая с раздаточным материалом.

5. Разновидностью следующей организации на занятиях является командно–игровая деятельность. Все слаженно работают на общий результат.

Если в начале обучения дети были разобщены, проявляли эгоизм, то к окончанию обучения в подготовительной группе дети научились распределять совместную деятельность при решении творческих заданий. Таким образом, можно сделать вывод, что:
  • Отношения сотрудничества у детей не могут сложиться стихийно. Для возникновения и развития отношений сотрудничества важна активная позиция педагога.
  • В старшем дошкольном возрасте возможны парные подгрупповые, командные формы организации работы.
  • Развитие взаимодействий детей со сверстниками на занятиях ведет к преодолению эгоизма и усилению творческих возможностей ребенка.
  • В результате родители стали активно сотрудничать с педагогами в воспитании детей.

Литература:
  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. [Текст]/ - М.: Просвещение, 1991.(мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  2. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. - 1988. - №4.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд.[Текст]/ - М.: Смысл, 1999.
  4. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - №4.
  5.  Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. [Текст]/ М ВЛАДОС, 1999.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: парное взаимодействие, обучение в малых группах, командно-игровая деятельность, обучение в сотрудничестве
Просмотров: 4540 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52757)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39690)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27923)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27838)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27046)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27028)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26732)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz